Мировой судья Центрального района города Новосибирска 5 марта отказала в назначении независимой экспертизы оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер», идущей на сцене Новосибирского театра оперы и балета в постановке режиссера Тимофея Кулябина. Провести такую экспертизу потребовала защита в рамках административного дела, но пока экспертам разрешат лишь дать «характеристику личности режиссера».
«Что значит эта формулировка, мне сложно сказать, лично я не понимаю, как эксперт в области религиоведения может давать оценку личности режиссера», — рассказал NT адвокат директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича Сергей Бадамшин.
«Что именно за характеристику от нас ждут, сложно сказать, по-моему прокуратура сама не знает как вести себя в сложившейся ситуации», — считает один из экспертов защиты, доцент Центра сравнительного изучения религий РГГУ Борис Фаликов. В беседе с NT он подтвердил, что в ближайшее время собирается приехать на суд в Новосибирск, но пока не успел ознакомится с результатами уже состоявшихся заседаний. «То, что отказано в проведении религиоведческой и искусствоведческой экспертизы, значит, что вопрос собираются решить втемную и по-быстрому. Но я думаю, что у них этого не получится», — подчеркивает ученый.
Как пояснил адвокат, сейчас параллельно идет сразу два административных процесса: против Бориса Мездрича, директора Новосибирского театра оперы и балета и против самого режиссера. «Вчера на заседании по делу Мездрича наше ходатайство о назначении экспертизы не было рассмотрено, что само по себе является процессуальным нарушением. Сегодня на заседании по делу Кулябина в проведении экспертизы было отказано. Если прокурор считает, что для того, чтобы оценить оперу, которая является элитарной и сложной областью искусства, ни религиоведческой, ни искусствоведческой экспертизы не нужно, тут мне сложно что-то комментировать», — говорит Бадамшин.
Умышленное осквернение
Скандал, о котором идет речь, разгорелся после того, как представители «православной общественности» оказались возмущены использованием религиозной символики в постановке новосибирского театра. Премьера оригинальной оперы состоялась еще в 1845 году, но новосибирский режиссер перенес ее действие в современность, заменив рыцаря Тангейзера — «кинорежиссером Герихом Тангейзером», снявшим, судя по либретто, антирелигиозный фильм, на плакате которого изображение Христа помещено между женских ног. Именно этот плакат фигурирующий в спектакле, и вызвал возмущение верующих.
После того, как к протестам «православной общественности» присоединился митрополит Новосибирский Тихон, прокуратура Новосибирской области возбудила административные дела по статье: «Умышленное публичное осквернение... предметов религиозного почитания». А Следственный комитет инициировал проверку на предмет возбуждения уже уголовного дела за оскорбление чувств верующих против авторов спектакля.
«На мой взгляд никакого оскорбления чувств в постановке не содержится, поскольку спектакль имеет дело не с религиозными символами в сакральном контексте, а с символами, принадлежащими уже не только религиозной, но и светской культуре», — считает Фаликов. По его словам, контекст, в котором символы используются новосибирским режиссером, наоборот имеет «про-религиозный» характер.
«Режиссер создал очень серьезное произведение о судьбе художника, бросающего вызов религии, причем это кончается для него трагически, он сходит с ума, и весь спектакль рассказывает о том, что человек, бросивший вызов религии, провоцирует трагедию, — подчеркивает эксперт. — Мне кажется, что если бы он был показан на каком-нибудь международном конкурсе, он обязательно получил бы приз экуменического жюри, поскольку Ватикан, Католическая церковь всегда с такими произведениями вступает в диалог. Тот факт что у нас подобные спектакли, исследующие современное богоборчество как проблему, подвергаются нападкам со стороны церкви, только дискредитирует РПЦ, выставляя ее в роли обскуранта и мракобеса».
Голос верующих
Борис Фаликов ранее неоднократно выступал против принятия закона об «оскорблении чувств верующих», поскольку, по его мнению, закон, принятый Госдумой два года назад, был написан «крайне непрофессионально»: «Уже тогда я говорил, что появление в правовом поле таких законов вызовет к жизни группы «профессиональных обиженных», которые будут спекулировать им с целью капитализировать свои обиды в политическом смысле, — подчеркивает религиовед. — На мой взгляд, именно это и происходит сейчас в Новосибирске. Верующими манипулируют ура-патриотические организации. И к сожалению епархия встала на их сторону, что подтверждает, что церковь не понимает процессов, происходящих в обществе».
По мнению митрополита Новосибирского Тихона, «в постановке церковная символика используется не по назначению». А в комментарии ректора Новосибирской консерватории, доктора искусствоведения Константина Курленя, опубликованном на сайте Новосибирской митрополии, подчеркивалось, что «режиссерская работа... является намеренным извращением вагнеровского оригинала» и «необоснованной претензией режиссера на расширение личного творческого пространства».
Несмотря на то, что суд не принял решение о проведении независимых экспертиз, ранее им была уже была приобщена к делу экспертиза обвинения, проведенная доктором богословия Борисом Пивоваровым. Тем не менее, 5 марта глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда призвал авторов спектакля «услышать верующих людей и завершить эту конфликтную ситуацию без судебных приговоров», а верующих — не бежать каждый раз в прокуратуру, «увидев в публичном пространстве нечто, кажущееся ему богохульством, оскорбляющим его чувства».
В защиту спектакля уже выступили художественный руководитель «МХТ имени Чехова» Олег Табаков, художественный руководитель театра «Et Cetera» Александр Калягин, художественный руководитель «Театра Наций» Евгений Миронов, режиссер и художественный руководитель столичного «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников и президент Гильдии театральных режиссеров России Валерий Фокин.
Фото: siburbia.ru