«Театры должны умирать».
Нина Чусова дала интервью The New Times
Каким будет ваш театр?
Во-первых, я стараюсь следовать идеям синтетического театра, в котором нет границ, разделений на жанры и в котором все — артисты, музыканты, аниматоры — творят вместе. Во-вторых, я хочу сделать упор на визуализацию, так как глубоко убеждена: человеческий глаз считывает намного больше, чем ухо. Картина-образ действует сильнее слова.
Как вам вообще удалось запуститься во время кризиса?
Сначала у меня возникла потребность иметь собственное дело, то есть не приходить куда-то гостем, а быть зачинщиком и виновником. Когда эта идея полностью сформировалась, я стала искать человека, совпадающего со мной по взглядам, чтобы предложить ему проект. Как-то сам собой появился бизнесмен Сергей Тарасов, который в итоге стал директором театра. То есть он не просто инвестор, который дал денег, — он реально создает спектакли вместе со мной, мы такие мама и папа. Строительный бизнес Сергея временно в упадке, и его люди работают теперь на театр. Я считаю, это очень благородно: не увольнять сотрудников, а перепрофилировать.
И как долго Тарасов намерен финансировать ваш проект?
Мы договорились о «разбеге» в шесть лет. То есть независимо от результатов мы все равно в течение этого времени будем пытаться осуществить программу, которая нами задумана. Понятно, что всем хочется быстрого успеха, чтобы уже завтра труппа приносила доход, но объективно это невозможно. Люди должны притереться, обосноваться, а это мгновенно произойти не может. Мы и так движемся со скоростью ракеты, так как впервые собрались только в мае 2009 года.
По какому принципу вы подбирали актеров?
Я отталкивалась от первого спектакля — «Портрета». Сейчас сформировался некий костяк, это мои друзья, потому что для меня важно быть с людьми на одной волне. В дальнейшем можно будет набрать кого-то и со стороны.
А режиссеров со стороны планируете приглашать?
Планирую. Мне очень хочется видеть у себя в театре нескольких ребят из Екатеринбурга и Новосибирска. Там есть такие оригинальные режиссеры, что даже удивительно, что они еще не в Москве.
Ваши сотрудники уже получают зарплату?
Небольшую. Жить на нее нельзя, но сейчас ведь и в довольно известных театрах платят мало. Все мои актеры работают где-то еще, и запретить им это я пока не могу.
Рассматриваете ли вы такой вариант развития событий, при котором через шесть лет ваш театр прекратит существование?
Рассматриваю, и в этом нет ничего страшного. Театры должны умирать. Мне вообще близок вариант такого кочевого, уличного театра, который все время видоизменяется. Оседлость и академичность, на мой взгляд, разрушают понятие театральности.
В вас случайно нет цыганской крови?
Есть! Может быть, она и спровоцировала рождение «Свободного театра».