Главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова — о театральном сезоне 2014/2015
Александру Збруеву (Борис Годунов) придется узнать, насколько тяжела шапка Мономаха. Прогон спектакля «Борис Годунов» в «Ленкоме»
Нынешний театральный сезон станет переломным. Сейчас мы переживаем театральный бум, театральный взлет. Театр вновь оказался в фокусе общественного внимания. В девяностые и нулевые годы он стал восприниматься как зона entertainment или как театральный музей, куда можно было прийти и совершить ритуальный культурный жест — приобщиться к чему-то возвышенному, высокодуховному. Но он почти не попадал в болевые точки общества, и это была главная его беда. В последние годы он наконец-то вышел из этого «гетто» — вспомните общественные дискуссии, которые разворачивались вокруг спектаклей МХТ, вокруг постановок «Гоголь-центра» или Театра.doc. В театры вновь вернулись интеллигенция, студенчество, продвинутый зритель, который читает умные книжки, ходит на интересные выставки…
И, с одной стороны, можно радоваться, что театр обрел связь с реальной жизнью, что он стал не просто банально злободневным, но вовлеченным в орбиту сегодняшних проблем. Но, с другой стороны, очевидно, что этот общественный резонанс имеет и обратный эффект. Внутри соответствующих ведомств, внутри общественных организаций, в самом театральном сообществе поднимают голову темные мракобесные силы, эдакие «шариковы», которые уже начали объяснять, как нужно ставить спектакли, где сумбур, а где — музыка… Для того, чтобы в театральном искусстве, да и в искусстве вообще, начался процесс провинциализации, совершенно не нужно закрывать сотню театров. Достаточно, чтобы два-три человека уехали из страны, а еще двое «прогнулись», чтобы запретили 2-3 спектакля… И все.
Насколько окажутся сильны «шариковы»? Удастся ли им задавить новый русский театр? Мне кажется, грядущий театральный сезон даст ответ на этот вопрос.
Ближайшие премьеры нового сезона:
«Ленком». «Борис Годунов». Режиссер Константин Богомолов.
Из ближайших премьер самой громкой и обсуждаемой обещает стать спектакль Константина Богомолова «Борис Годунов» в «Ленкоме». Этот театр, в отличие, например, от МХТ, где выпускал спектакли Богомолов, отличается гомогенностью театрального стиля, высокой степенью предсказуемости. Все, кого туда приглашали прежде, мимикрировали под этот стиль, под победительную режиссуру Марка Захарова и становились частью ленкомовской традиции. Понятно, что с Богомоловым этой мимикрии не случится. Он режиссер бескомпромиссный и бесконечно находящийся в поиске. Все, что он делает, — это зона риска.
И его новая постановка — риск и для театра, и для режиссера, который должен работать с актерской командой, привыкшей к определенным режиссерским приемам. К тому же очень любопытно, как «Борис Годунов» прозвучит в нынешних общественно-политических обстоятельствах.
Театр им. Е. Вахтангова. «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Режиссер Владимир Мирзоев.
Работы Владимира Мирзоева всегда интересны. Тем более, если в его спектакле занят Максим Суханов. А уж Максим Суханов, играющий Фигаро, — это, безусловно, повод для всех театралов вскочить со своих диванов и побежать на спектакль.
«Гоголь-центр». «Обыкновенная история». Режиссер Кирилл Серебренников.
С большим нетерпением жду новой работы Кирилла Серебренникова. «Обыкновенная история» И. Гончарова — знаковый текст не только для российской классической литературы, но и для российского (советского) театра ХХ века. Очень любопытно, как режиссер поместит в нынешний контекст историю о романтическом юноше, который становится частью системы.
«Гоголь-центр». «Кому на Руси жить хорошо». Режиссер Кирилл Серебренников.
Для подготовки спектакля Серебренников и его артисты совершили «паломничество» в Ярославскую область — ездили по городам и весям, по тем местам, в которых разворачивается действие поэмы Некрасова. И увидели, как действительно живется на Руси спустя сто с лишним лет после сочинения поэмы. Теперь, надеюсь, и нам покажут.
С большим нетерпением жду открытия сезона в Театре (ныне Электротеатре) им. Станиславского. Во-первых, потому что интересно увидеть, как обновил и перестроил тамошнее пространство Борис Юхананов. Во-вторых, потому что впервые в репертуаре московского театра появится спектакль «Человеческое использование человеческих существ», поставленный одним из главных фестивальных хедлайнеров европейского театра Ромео Кастеллуччи. Честно говоря, я не думала, что доживу до времен, когда Кастеллуччи будет ставить в Москве. Но вот дожила. Теперь с уверенностью можно сказать: Россия — это Европа. Театральная Россия — уж точно.