Вход в кафе «Жан-Жак» после демонтажа фасада. 21 августа 2014 г. /фото: Игорь Курушин
Обоснование демонтажа у городских властей наготове: фасады, как сказано в предписании Объединения административно-технических инспекций Москвы (ОАТИ), не соответствуют архитектурно-художественной концепции внешнего облика улиц города. А концепция эта была разработана Москомархитектурой совместно со Студией Артемия Лебедева и принята еще прошлой зимой.
«Получилась анекдотическая история — Тёма Лебедев снес фасад у Мити Борисова», — иронизирует в разговоре с The New Times архитектурный критик Григорий Ревзин. — Конечно, Тёме Лебедеву такое и присниться не могло».
Дорого и неприятно
Претензии к внешнему виду «Жан-Жака», рассказал журналу ресторатор и совладелец «Жан-Жака» и «Джона Донна» Дмитрий Борисов, у города появились «через две минуты после открытия в 2004 году, но до сих пор удавалось находить общий язык». Но сейчас предписание ОАТИ было недвусмыленным: устраните нарушения сами в указанный срок, или это сделает наш подрядчик за ваш счет.
Сумму, потраченную на демонтаж фасада, Борисов назвать отказался, ссылаясь на коммерческую тайну: «Мы сделали это сами, это было дорого и неприятно… Но вот и соседний Сбербанк тоже меняет вывеску».
Не скрывает своего раздражения решением чиновников и совладелец кафе «Дети райка» Варвара Турова: «Мне трудно даже попытаться перечислить, какое количество согласований нам пришлось пройти, чтобы построить этот фасад». По ее словам, в Москве, в отличие от Петербурга, очень много разных правил и предписаний, которые зачастую противоречат друг другу. Вплоть до того, что у цвета фасада должен быть свой колористический паспорт, но «никто не знает, что делать, если этот цвет меняется во время дождя». Выходит, согласовывали, обзаводились нужными «паспортами» — и в одночасье оказалось, что все зря.
Пока что в кафе «Дети райка» разобрали лишь верхнюю часть фасада, расписанного художниками Петром Пастернаком и Марией Волохонской, и Турова надеется, что хотя бы остальное удастся спасти. А по словам другого совладельца «Детей райка» Алексея Паперного, уже начаты переговоры с городом, и скорее всего, фасад будет частично сохранен. Вот только потраченные на демонтаж деньги никто не компенсирует.
От фасада кафе «Дети райка» осталась только часть. 21 августа 2014 г.
Все как один
Сейчас рестораторы задаются вопросом: зачем вообще в таком большом городе всех механически подгонять под один стандарт? Вот что на это The New Times ответил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов: «У нас есть формат согласования любой вывески, это делает внутренняя комиссия, она состоит из вполне вменяемых людей, это я вам гарантирую. Поэтому, если бы эти коллеги обратились и сказали, что у нас, мол, есть вывеска с хорошим дизайном, пусть и не соответствующая дизайн-коду — мы такие вещи пропускаем… Хотя и не все, конечно».
Архитектор Евгений Асс, в свою очередь, считает, что единая архитектурно-художественная концепция Москве необходима, потому что сейчас в городе часто можно увидеть «просто дикие вещи». «Студия Артемия Лебедева подготовила хорошую концепцию с образцами лучших решений из ведущих городов развитых стран, — пояснил Асс в разговоре с The New Times, — только вот реализация концепции получалась «как всегда».
При чем здесь политика
В социальных сетях большинство комментариев к истории с демонтажом фасадов популярных у среднего класса кафе сводились к простой мысли: «Власть опять нас зажимает».
*Мэр Москвы Сергей Собянин дал первое предвыборное интервью газете «Московские новости» в кафе «Жан-Жак» в Столешниковом переулке. Интервью было опубликовано 30 мая 2013 года. |
«Вообще это какая-то шизофрения, — размышляет в беседе с The New Times Григорий Ревзин. — Собянин давал интервью в «Жан-Жаке»*, а теперь кафе лишают фасада. Ну, это все равно, как если бы сейчас на фоне проверок Роспотребнадзора Путин пошел бы в «Макдональдс».
Ревзин не сомневается: «Политика в истории с фасадами не нужна ни Москве, ни рестораторам. Но у власти нет обратной связи с обществом». Возможно, такие топорные действия, продолжает Ревзин, и не страшны в условиях «стабильного политического сна». Но в Москве-то сейчас на носу выборы в Мосгордуму. «Вот представьте себе асфальтоукладчик, который появляется на гонках Формулы-1, или слона в горящей посудной лавке», — иллюстрирует свою мысль собеседник журнала.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов тоже отвергает наличие политического подтекста в сносе фасадов на Никитском бульваре. Реакция соцсетей ему, впрочем, тоже вполне понятна. «Любое внедрение новых правил всегда будет вызывать недовольство, и эту реакцию я ожидал и считаю приемлемой», — заметил Кузнецов в разговоре с журналом.
Но все-таки — почему наведением порядка городские власти занялись за месяц до выборов в Мосгордуму? Сергей Кузнецов утверждает, что эти события никак не связаны друг с другом: «Я уверен, что популярность Сергея Семеновича (Собянина) вырастет, когда люди увидят, как хорошо становится. Да она и сейчас уже растет, и все это видят». Что касается социальных сетей, то, по мнению главного архитектора столицы, они не отражают мнения большинства.
Впрочем, тот же «Жан-Жак» прославился на всю страну не благодаря телевидению и показанному по нему интервью Собянина, а благодаря именно интернету. Шутка про медаль «За взятие «Жан-Жака» пошла гулять по социальным сетям после того, как 7 мая 2012 года, в день инаугурации Владимира Путина, в кафе на Никитском бульваре вломился ОМОН, и под крики публики и вспышки фотокамер, роняя столики и стулья, задержал несколько человек, которые присели передохнуть во время несанкционированной акции протеста в виде коллективной прогулки по центру города.
На этот раз кафе лишилось целого фасада. Правда, без участия ОМОНа.
фото: Игорь Курушин