В Евразийской экономической комиссии уже пообещали, что окончательный переход на техрегламент безопасности товаров легкой промышленности не скажется на ассортименте белья. Происхождение и эволюцию самого эротичного предмета женского туалета — постигал The New Times
«Бойтесь дам в корсетах! Да, эти женщины будоражат вашу кровь. Но с такой дамой у вас не будет настоящего счастья: женщины, носящие корсеты, не захотят иметь детей, чтобы не портить талию», — утверждал знавших толк в женщинах Наполеон Бонапарт о прародителе современного бюстгалтера. Удивительно, но к такому привлекательному элементу женского гардероба человечество пришло каких-то сто с небольшим лет назад. И шло долго и мучительно.
Знамя эмансипации
Можно сказать, что лифчик (как стыдливо называли в СССР главный предмет женского туалета) закрепил борьбу женщин за равноправие. Он дал возможность женщинам вторгнуться в совершенно, казалось бы, мужские сферы деятельности. Женщины начинали заниматься спортом, бизнесом, пошли в депутаты, хотели танцевать танго, ездить верхом в мужском седле, играть в гольф. Попробуйте побегать, попрыгать и поруководить, когда грудь ничто не поддерживает — больно и неловко. А еще бюстгальтер поддерживает мышцы, выстраивает силуэт, скрадывает недостатки фигуры и подчеркивает ее преимущества. Да, этот предмет вселяет уверенность в любую женщину, но в то же время является и орудием обольщения. Хотя, кажется, феминистки мыслили по-другому, иначе зачем им было в 1963 году публично выбрасывать и сжигать свои дамские принадлежности? Этот жест вроде как должен был символизировать их равноправие с мужчинами. А мужчины и не возражали, напротив, радовались такому протесту и такой борьбе за права. Может быть, единственный раз...
„
Каждая советская женщина имеет право на качественный бюстгальтер.
Екатерина Фурцева, министр культуры СССР
”
Женщины взбунтовались не зря: до начала XX века их мучили корсеты, которые, нарушая кровообращение и затрудняя дыхание, были причинами частых обмороков. Однако пренебрежение корсетом считалось дурным тоном — только простолюдинки могли себе позволить не заморачиваться условностями. Писатель Гюстав Флобер возмущался этим предметом женского гардероба: «Надо прекратить моду на корсеты — вещь омерзительную, чудовищно безнравственную, а в известные минуты — и крайне неудобную…»
Первое «приспособление для улучшения формы груди» — две незатейливые полусферы — появилось в Англии в конце XIX века. В 1889 году уже во Франции модистка Эрмини Кадоль выставила в своей корсетной мастерской изделие, получившее название le bien-etre («благополучие»). Оно уже было похоже на современный бюстгальтер, который тем не менее крепился к корсету.
В 1893-м во Франции же был запатентован «бюстодержатель» с чашечками, подчеркивающими естественную форму груди. Еще одну модификацию предложила в 1903 году женщина-врач Гош Саро — ею заинтересовалась даже Парижская медицинская академия. Это был просто разделенный на две части корсет. В 1907 году в статье журнала Vogue для описания новинки используют слово brassiere, в переводе — «упряжь». В России, однако, прижился немецкий синоним — bustenhalter.
Во имя любви
Немецкий производитель корсетов Зигмунд Линдауэр в 1912 году сделал бюстгальтер без жестких деталей, надевавшийся прямо на тело. К этому открытию он пришел, «убив» брачную ночь на то, чтобы расстегнуть корсет своей новоиспеченной супруги. Год спустя одна из светских дам Америки, прямой потомок изобретателя парохода Фултона, — Мэри Фелпс Джекобс заставила свою горничную изготовить бюстгальтер из двух носовых платков и двух ленточек. Бюстгальтер состоял из полосок тянущейся ткани, число полос зависело от объема груди. Мэри была настоящей американкой — в 1914 году она запатентовала свое изделие. Компания, купившая патент, выплатила ей $15 тысяч. (Спустя десятилетия эта модель ушла на одном из аукционов за $15 млн.) В 1922 году компания Maidenform вводит буквенную — от A до D — нумерацию чашек. А уже в 1935 году изготовители бюстгальтеров подумали о тех клиентках, которые страдают не от избыточной, а от недостаточной пышности бюста: так появились подушечки-обманки.
Орудие пытки
Так от какого же наследия мы отказались? Первые приспособления, дисциплинирующие дамские прелести, относятся к античным временам. Будущий корсет представлял собой кожаную повязку (по-гречески apodesme), поддерживающую грудь. У римлян повязки изготовлялись из ткани и носили названия mamillare: верхняя «обмотка» здесь переходила на нижнюю часть тела.
Начавшись вполне невинно, корсет чем дальше в веках, тем жестче охватывал хрупкое женское тело. В средневековых «готических» корсетах для устойчивости и твердости стали делать металлические и деревянные вставки (в состав конструкции воюющие и поэтому надолго отлучающиеся из дому рыцари иногда требовали включить «пояс верности»). Это безобразие первыми надели испанские женщины. В боковые части корсета вставлялись шарниры, а по всему корпусу делали круглые отверстия для доступа воздуха. Когда корсет стягивали, то края дырочек врезались в тело, принося ужасные мучения. В наше время ученые гигиенисты назвали испанский корсет орудием пытки. И это вполне справедливо: дамы для достижения желаемой формы стягивали талию до 20–20,5 см. Долго ли проживешь со сплющенными внутренними органами? Тем не менее корсет с металлическими вставками просуществовал в гардеробе модниц до конца XVII века.
На выставке авангардной моды в Ставрополе
Можно ли назвать корсет предшественником нижнего белья? Как знать. Специальную нижнюю одежду, более легкую и тонкую, носили еще в Средние века. Но до XVII века нижняя рубашка была признаком состоятельности и даже предметом роскоши. И только в начале XIX века нижние рубашки и тонкое трико, надеваемые под платье (причем женские и мужские рубашки были одинаковы по фасону), стали общераспространенными. Настоящее дамское нижнее белье из тончайших тканей — шелка и батиста — появилось лишь к концу XIX века.
Стандарт сексапильности
|
Как нередко это случалось у нас, лишь проклятая война давала хоть какие-то представления об изменениях в мире моды. В СССР стало попадать «трофейное» белье. (Известен анекдотический случай, когда жена одного видного военачальника явилась на званый ужин в кружевной комбинации, принятой ею за изысканное вечернее платье.) Впрочем, на массовом производстве все это никак не отразилось. Слабые попытки «Трехгорной мануфактуры» хотя бы разнообразить продукцию власть просто-напросто игнорировала. Раз в пять лет на совещании Министерства легкой промышленности утверждались новые модели женского белья — детально, вплоть до числа пуговиц на застежке бюстгальтера. Некоторое разнообразие внесла фабрика «Дружба», на которой производили белье из китайских тканей. Даже эти невнятные, некрасивые вещицы были отдушиной для советских женщин.
С бюстгальтерами связано немало апокрифов, особенно в киношной среде, где женская красота и сексуальность изначально считались соблазнительным товаром. Например, в 1943 году в фильме «Вне закона» головокружительный бюстгальтер без бретелек продемонстрировала одна из голливудских красавиц — Джейн Рассел, с которой пришлось соперничать в красоте и пышности форм начинающей Мерилин Монро. Ходила даже легенда, что конструкцию лифа для Джейн разработал «сам» Говард Хьюз — авиационный инженер и миллиардер.
«Бельевой занавес» приоткрылся лишь в 1957 году, когда в Москве проходил фестиваль молодежи и студентов. Революцию же произвело появление на экранах фильмов с Брижит Бардо — жители одной шестой части просто умерли от обольстительных форм французской кинодивы. Белошвейки пытались повторить крой ее бюстье, называемого в народе «бардотка». Но увы, нет выкроек, нет лекал, нет фурнитуры! И тут случилось чудо: по предложению члена политбюро Екатерины Фурцевой в Черемушках открыли фабрику по производству женского белья, в ГДР закупили линию по пошиву знаменитых «анжелик» с застежкой не на спине, а спереди. В СССР появились бюстгальтеры с кружевом. Трепещите — мы идем к вам! Таким мог быть слоган к бюстгальтерам «анжелика».
Бюстгальтер от датского дизайнера
Бруннса |
Но в «лифчиковом» производстве царил план. Все размеры выпускались в такой пропорции, а распределялись по просторам СССР таким образом, что купить что-нибудь подходящее было решительно невозможно... Может, поэтому Советский Союз в конце концов и развалился?
Запредельная мода
Запредельная мода
В коллекциях современных дизайнеров белья царят сексуальность и изысканность, и отделить моду от эротизма уже не так-то просто. Начиная с 1946 года, с появления первого купальника-бикини, начинается новая эпоха откровенности и открытости женского тела. Причем захотели этого и мужчины, и женщины: и те и другие устали от тягот войны и жаждали любви. Они мечтали забыть о смерти и любоваться живой красотой.
Сегодня мир уже на грани пресыщения формами, фактурой и расцветками моделей одежды для соблазна: известная японская фирма, к примеру, в честь 200-летия Моцарта выпустила музыкальные бюстгальтеры, исполняющие мелодии великого маэстро. Есть бюстгальтеры, изготовленные целиком из золота в 24 карата. Американцы создали серию эксклюзивных бюстгальтеров для актрис, номинированных на «Оскар»: $150 тыс., ручная работа, инкрустация бриллиантами. Вариант для простых смертных — $1500, отделка хрусталем.Но это Запад, а в таких странах, как Сомали, воинствующие исламисты останавливают женщин на улице и проверяют, надет ли на них бюстгальтер, и если да — подвергают «модниц» публичной порке: якобы бюстгальтер противоречит религиозным законам. Но это уже совсем грустная история... Ведь бюстгальтер создан для любви и удобства. Когда мужчины бахвалятся, то говорят: «Нас мало, но мы в тельняшках!» Ну а мы в ответ скажем: «Нас много — и мы в бюстгальтерах!»