#Главное

#Только на сайте

Между мятежом и бандитизмом

2014.05.31 |

Ямпольский Михаил

Почему у «Донецкой народной республики» нет будущего

32_01.jpg
Ополченцы «Донецкой народной республики». Донецк, площадь Ленина. 5 мая 2014 г./фото: Vadim Ghirda/AP Photo


*Игорь Гиркин — министр обороны самопровозглашенной «Донецкой народной республики». По данным правозащитного центра «Мемориал», в 2001 г. Игорь Гиркин, он же Игорь Стрелков, принимал участие, по крайней мере, в четырех случаях исчезновений мирных жителей в чеченском селе Хатуни. По информации некоторых СМИ, Стрелков был начальником охраны компании «Маршал Капитал», принадлежавшей Константину Малофееву, который входит в окружение Игоря Щеголева, помощника президента РФ по информационной политике.
Мало кто испытывает сомнения по поводу того, что вооруженные мятежи на Востоке Украины материально поддерживаются, скорее всего, деньгами Виктора Януковича, российским вооружением, а также военными спецами вроде Стрелкова-Гиркина*. В то же время понятно и другое: всего этого «хозяйства» недостаточно для того, чтобы взбаламутить большой регион и взять под контроль города вроде Славянска и Краматорска. В регионе обнаружилось немалое количество желающих нацепить на себя военную униформу, взять в руки «калашников», прикрыть лицо маской и засесть в здании областной администрации, навалив перед входом мешки с песком.

Борцы с фантомами

Журналисты постоянно задаются вопросом: кто эти люди и что им, собственно, нужно? Внятного ответа на этот вопрос нет. Украинские СМИ называют этих людей террористами, более объективные источники — сепаратистами, часто их характеризуют как гопников, криминал, люмпенов.

Ни у кого нет сомнений, что российские СМИ промыли «повстанцам» мозги, так что им и правда повсюду мерещатся фашисты и «Правый сектор». Как стало известно из недавнего обращения к прессе боевика по кличке Абвер, он объяснял своим родным в селе под Винницей, что хочет освободить их от захватчиков, но не нашел понимания. Родные утверждали, что в селе нет никаких захватчиков, но Абвер им не поверил. Многие из боевиков сражаются с фантомами, с галлюцинациями. Но объяснить их поведение помутнением рассудка было бы непростительным упрощением. Цели их авантюры до конца непонятны им самим: ну не против же правительства Яценюка и его дисфункциональной армии вооружились до зубов все эти Абверы и Бабаи! Зачем им переводить Донбасс из-под украинского суверенитета в российский? Что им за радость подчиняться коррумпированным губернаторам, присланным из Москвы? Конечно, есть люди, которые считают, что им в три раза повысят зарплату или пенсию, но не могут же иллюзии такого рода оправдать творимый беспредел! А то, что они творят, по законам любого государства, — не более и не менее как государственная измена, призыв к соседнему государству оккупировать часть своей родины.

Самое поразительное в донбасском мятеже — его невменяемость. Разве гранатометы и зенитные комплексы — эффективный путь к сохранению русского языка, децентрализации власти и увеличению пенсий? Вряд ли.

Тем важнее понять, что, собственно, являет собой скопище вооруженных людей в Донбассе и какова их мотивация.

Подражание Майдану

**Ален Бадью — современный французский философ, его книга «Пробуждение истории» — Le reveil de l’Histoire, Editions Lignes 2011
Несколько лет назад популярный французский философ левых взглядов Ален Бадью** опубликовал книгу «Пробуждение истории» — политический памфлет, направленный против получивших распространение концепций «конца истории». По мнению Бадью, нынешний мир являет нам не конец, а, напротив, пробуждение истории, о чем говорит волна народных мятежей, захлестнувшая Ближний Восток и докатившаяся аж до предместий Парижа и Лондона. (Аналогичные настроения, как показывают «приморские партизаны» или недавняя новая экранизация пушкинского «Дубровского», действие которого перенесено в наши дни, не чужды и России.) «Я заявляю, что мы находимся в периоде мятежей, которые говорят о приобретающем очертания возрождении Истории в противоположность простому и чистому повторению наихудшего», — писал Бадью. История, по мнению философа, возрождается в трех формах мятежа — спонтанной, латентной и исторической. Все три отражают глубокое недовольство людей качеством их жизни.

Это утверждение, конечно, в полной мере относится и к киевскому Майдану, и к донецкому ополчению. Сподвижники Стрелкова ненавидят свою жизнь и винят в своих проблемах кто государство, кто олигархов, кто Запад, кто украинских националистов. Понимание причин плохой жизни может быть разным и часто ложным, выражается же недовольство одинаково — в насилии, которое не имеет ясного объекта. Да и понимание социальных проблем редко присутствует в спонтанных мятежах. Вообще у таких бунтов нет ясной цели, через них просто канализируется ярость участников. Вот почему без внешней поддержки они имеют мало шансов на успех.
  

Самое поразительное в донбасском мятеже — его невменяемость. Разве гранатометы и зенитные комплексы — эффективный путь к сохранению русского языка, децентрализации власти и увеличению пенсий? Вряд ли  

 
Как правило, спонтанные мятежи сопровождаются вспышками бандитизма — грабежами, захватами зданий и собственности, носят локальный характер, разворачиваются в местах проживания мятежников или неподалеку (заезжая «группа поддержки» не меняет его локальности).

И хотя с историко-философской концепцией Бадью в целом трудно согласиться, тот, пожалуй, прав, когда утверждает, что спонтанный мятеж обречен, если не перерастает в мятеж «исторический», который утрачивает локальный масштаб, начиная вовлекать в себя широкие слои общества, представителей разных социальных, этнических и религиозных групп, и приобретает характер политический или полуполитический. Именно это и произошло на киевском Майдане — тот не выродился в местное бандитское мероприятие, к чему его подталкивали донбасские «титушки», но, сохранив мирный характер, быстро превратился в мощное политическое движение. В Славянске и Краматорске этого не случилось.

Спонтанные мятежи, заметил также Бадью, распространяются в обществе на основе простого подражания: вот вспыхнул мятеж в одном предместье, потом переметнулся в другое… Восточно-украинские бунты явно подражали Майдану и воспроизводили типовой сценарий: отряды самообороны, захват зданий, использование автомобильных покрышек и «коктейлей Молотова». Но они так и не смогли преодолеть локальный характер и привлечь к себе широкие слои общества. Спонтанный бунт на Востоке Украины не перерос в исторический и не стал мирным политическим протестом, несмотря на всю пророссийскую, националистическую риторику. Этот бунт так и остался инспирированной вспышкой бессмысленного насилия с взятием заложников, пытками и убийствами.
32_02.jpg
Ополченец из Белореченска Александр Можаев по кличке Бабай обратился к Путину с просьбой прислать ему оружие. Украина, Краматорск, 12 мая 2014 г./фото: Илья Питалев/Коммерсантъ

Новые гайдуки

***Эрик Хобсбаум- (9.06.1917–1.10.2012) — британский историк-марксист, автор двух исследований бандитизма и мафий в контексте социального и антигосударственного протеста: «Примитивные мятежники» (1959 г.) и «Бандиты» (1981 г.). 

****Ополченец из Белореченска Александр Можаев по кличке Бабай обратился к Путину с просьбой предоставить ему оружие. 
Донбасские мятежники носят военную униформу, но по своим внешним характеристикам мало отличимы от бандитов. Чем они промышляют? Речь, скорее всего, идет о том, что английский историк Эрик Хобсбаум*** назвал «социальным преступлением».

Хобсбаум видел в разнообразных наследниках Робин Гуда в основном представителей крестьянства. Социальный бандитизм, будучи лишен ясной политической цели, чаще всего направлен против местных властей и олигархов, выдавая преступления против собственности и правопорядка за некое восстановление справедливости. Таких разбойников-освободителей Хобсбаум называл гайдуками. В России и Венгрии именно казаки и гайдуки использовались властями для борьбы — зачастую в виде серии налетов и грабежей — с турками в приграничных с Османской империей районах. Недавнее обращение казака Бабая**** к Путину почти пародийно воспроизводит гайдукский дискурс XVIII века: «Дай нам, царь-батюшка, дальнобойные пушки, и мы сокрушим жидомасонов, врагов Отечества!» Впрочем, несмотря на способность социальных бандитов обслуживать власть, чаще все же речь в подобных случаях идет как раз о дестабилизации власти и порядка. И тут принципиально важна связь социальных разбойников с местным населением. Хобсбаум относил к такого рода бандитам, например, итальянскую мафию, укорененную в сельской Сицилии. Но более поздние исследования показали: социальный бандитизм характерен и для городской среды, причем в городе он часто оперирует социалистическими идеями отъема и перераспределения собственности.

Вот и в Донбассе социальный бандитизм — это не только протест, но и стремление восстановить социальное равенство. Именно отсюда громогласные заявления о возвращении в СССР, который давно из символа прогресса превратился в знак докапиталистического архаического сообщества. Именно поэтому в восточно-украинском сепаратистском движении не так много молодежи, как это обычно бывает в рядах социальных преступников.

Вообще в таких движениях очень трудно провести границу между бандитизмом и социальным протестом. Первый, как я уже говорил, связан с поддержкой местного населения и потому менее развит в городской среде, за исключением областей, заселенных этническими меньшинствами (или теми, кто себя считает таковыми). Именно по этой причине хорошей питательной почвой для него и оказались русские анклавы Донбасса.

Десятая доля процента

Связь с локальной средой важна еще и потому, что избыток мятежников из числа чужаков может привести к отчуждению социальных бандитов от местного населения, без поддержки которого социальный бандитизм обречен. Конечно, «бандиты» в Славянске подпитываются извне, но в случае «дезертирства» местных, этой подпитки может не хватить. Боевики количественно ограничены местными ресурсами, которые они способны добыть без насилия. При этом применение насилия к местному населению категорически недопустимо, ибо точно сведет на нет все усилия.

Тот же Стрелков в видеообращении называет совершенно нереальные цифры в десятки тысяч бойцов, о которых якобы говорили журналисты. Понятно, однако, что никакой Славянск не потянет снабжение и прокорм такой большой армии. И Стрелков сам себя опровергает, когда признает: в многомиллионном Донбассе сепаратистам не удалось мобилизовать даже тысячи бойцов.
  

Очевидно, что на Востоке Украины сепаратизм и социальный протест приобрели разбойничьи черты   

 
Исследуя численность подобных повстанческих подразделений, Хобсбаум приходит к выводу: во всем мире их личный состав в количественном отношении на удивление однороден — от 400 до 800 человек. (Например, в Колумбии такого рода «армии» могли кормиться от 600–700 тыс. населения, заселявшего 23 тыс. квадратных километров территории.) В целом, по подсчетам Хобсбаума, соединения социальных бандитов не могут превышать 0,1 % населения.

Когда в 50-е годы прошлого века франкистское правительство в Испании захотело покончить с республиканскими партизанами, оно первым делом усилило силовое и психологическое давление на поддерживающее их население — тем самым вынудив боевиков красть и грабить. В результате население отвернулось от партизан, стало информировать власти об их местоположении.

Утрата поддержки со стороны местного населения неотвратимо ведет к сползанию группировок социальных бандитов к «чистому», политически и социально неокрашенному криминалитету. Очевидно, что на Востоке Украины произошло именно это. Сепаратизм и протест приобрели разбойничьи черты. Они изо всех сил пытались придать себе легитимность — референдум, совет министров и т. д. Но развитие событий, похоже, свидетельствует об исчерпании в нем социально значимого элемента, о его отчуждении от местного населения и о постепенном его сползании в чисто бандитское насилие. А это значит, что его дни на Востоке Украины, видимо, сочтены. 


Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share