Редакция The New Times объявила, что с 1 января 2014 года издание будет финансироваться на деньги читателей и подписчиков. Хотя для нашего рынка печатной прессы этот случай уникальный, сама по себе практика «народного финансирования» возникла не вчера и стала особенно популярной в последние 15 лет в связи с развитием интернета. У явления есть даже специальный термин — краудфандинг
Интернет-платформы, на которых самые разные люди собирают финансирование на свои проекты
Всякий носитель русского языка, впервые услышав слово «краудфандинг», огорчается его громоздкому неблагозвучию и втайне надеется, что со временем в русскоязычном сегменте мировой Сети подыщется более благозвучный термин для обозначения этого явления. Увы, законы развития русского языка дают мало оснований для такой надежды. Достаточно вспомнить, что французы называют компьютер ordinateur, немцы — Rechner, чехи — počitač, израильтяне — махшев. Все эти слова являются полным смысловым аналогом английского слова computer и означают буквально «вычислитель». Только в России это устройство, с которым за последние 15 лет успело близко познакомиться большинство населения, называется заимствованным иностранным словом, никак не разъясняющим назначение. То же относится к вебу, сайтам, файлам, серверам, браузерам, смартфонам и плейерам. А также — из иных областей — к маркшейдеру, шпрехшталмейстеру, кейтерингу, клирингу и эквайрингу. Так что и краудфандинг, похоже, сохранит в русском языке свое корявое импортное название, несмотря на наличие вполне симпатичных русских синонимов вроде «складчины».
Начало
Если верить словарям и энциклопедиям, термином «краудфандинг» обозначаются интернет-кампании по привлечению денег от пользователей Сети на реализацию самых разных проектов — от социально ориентированных и культурных до сугубо коммерческих. Первые опыты привлечения «народных денег» через интернет — музыкантами, писателями, кинематографистами, создателями сайтов и компьютерных программ — начались лет 15 назад в Америке и не меньше 10 лет назад в России. Так что явление, строго говоря, не новое — по интернетовским меркам — ни для Запада, ни для нас. Просто на протяжении довольно длительного срока у краудфандинговых кампаний существовала лишь одна модель: некий человек или коллектив (как правило, известный публике по прежним своим достижениям) через свой сайт или интернет-дневник обращался к читателям, призывая их скинуться на тот или иной будущий проект. Это вполне рабочая и разумная схема, не утратившая своего значения по сей день, но в ней отсутствуют перспективы масштабирования и построения рынка.
„
Вот уже шесть лет многие русские музыканты, писатели, художники и программисты собирают благодарности в денежной форме от поклонников
”
Поясню на примерах: автор этих строк собрал 300 млн рублей для подопечных благотворительного фонда Помоги.Орг, Алексей Навальный привлек 103 млн на свою недавнюю избирательную кампанию, а Олег Куваев, попросив 100 тыс. рублей на новую серию «Масяни», получил 337,5 тыс. и снял на них три серии. При этом каждый из нас обращался к своей уже сложившейся аудитории, мы не выстроили ничего совместного, не создавали никакой единый российский рынок софинансирования. И тот способ, к которому каждый из нас прибег, доступен лишь для людей, пользующихся той или иной известностью в интернете. А мощь краудфандинга в том и состоит, что с помощью «народного финансирования» может собрать деньги на проект практически кто угодно — не только раскрученный в СМИ музыкант или кинематографист, но и любой Кулибин из русской или американской глубинки, затеявший производство сложного механизма. А покуда для этого не возникало годных инструментов, практика краудфандинга сводилась к набору изолированных частных случаев из жизни известных людей.
Изменить мир
Все изменилось в 2009 году с появлением американского проекта Kickstarter. Он задумывался в качестве глобальной и универсальной краудфандинговой платформы, посредника между людьми с идеей и теми, кто готов поддержать эту идею рублем. Создателям пришлось решить немало технических и процедурных вопросов, сочинить правила, ввести защиту для жертвователя, прицепить платежную систему, позволяющую делать «условные взносы», которые впоследствии будут возвращены, если проект не наберет всей требуемой суммы.
Как это часто бывает с новыми индустриями, Kickstarter не был первой краудфандинговой площадкой — так же как Facebook не был первой соцсетью, а Google — первым поисковиком. Например, группа наших соотечественников, живущих в Калифорнии, запустила аналогичный проект kroogi.com на два года раньше, и вот уже шесть лет многие русские музыканты, писатели, художники и программисты собирают благодарности в денежной форме от поклонников своего творчества. Но kroogi.com был дважды нишевым проектом: только по-русски и в основном про культуру. А Kickstarter пришел, чтобы изменить мир — и затея удалась: к сегодняшнему дню больше 5 млн человек внесли через эту платформу деньги на нужды 108 тыс. разных проектов, из которых 52,4 тыс. уже собрали все запрошенное финансирование. Самым успешным к этому дню стал проект наручных часов Pebble, собравший больше $10 млн — при стартовой заявке на миллион. Правда, привлекались там не пожертвования, а предзаказы на сами часы — по цене $115 вместо $150 после старта коммерческих продаж. Разнообразие проектов, на которые собираются деньги через Kickstarter, впечатляет: от компьютерных игр, книг и фильмов до генной инженерии и дистанционно управляемых дверных замков. Каждый десятый фильм, попадающий в программу независимых американских кинофестивалей Tribeca, Sundance и SXSW, снят на деньги, собранные его создателями через Kickstarter.
„
Обороты мирового рынка краудфандинга в 2011 году составили $1,49 млрд, в 2012-м — 2,7 млрд, в уходящем году они оцениваются в 5,1 млрд
”
Как это всегда случается в интернете, успешно «выстреливший» проект породил большую и пеструю индустрию похожих и непохожих площадок. Одни прилежно копировали Kickstarter до мелочей, другие стремились отличаться. Придумались такие удивительные формы краудфандинга, до которых создатели Kickstarter не додумались. Например, crowdlending — биржа персональных ссуд, где пользователи одалживают друг другу деньги под коммерческий процент (ставки зависят от текущего спроса, предложения и репутации заемщика). Или crowdinvesting — такая форма привлечения денег, при которой донор становится акционером поддержанного им проекта (беда с обеими этими схемами в том, что их реализация упирается в тонкости банковского и биржевого регулирования). А британские застройщики додумались продавать по краудфандинговой схеме квадратные метры возводимого ими жилья. Не целые квартиры (на которые покупателей искать долго и муторно), а именно отдельные метры будущего жилья, которые стоят дешевле легковушки и, следовательно, миллионам британцев они по карману. Площадь распродается виртуальным дольщикам на стадии котлована, по мере строительства она дорожает, а потом объект сдают, начинаются продажи квартир, и метры выкупаются у дольщиков уже по цене готового жилья. В результате человек с пятью тысячами фунтов в кармане получает возможность поинвестировать в недвижимость, а застройщик избавляется от нужды кредитоваться у банков под обидный процент.
Свято место
Понятное дело, в России представлены не все формы краудфандинга: до принятия законов, которые бы легализовали у нас краудлендинг или краудинвестинг, ждать придется долго. Крайне мало шансов, что когда-нибудь в наши края придет Kickstarter: его стратегия расширения весьма консервативна, до сентября нынешнего года он был представлен лишь в США и Великобритании. Но свято место пусто не бывает: помимо упомянутого выше сервиса kroogi.com в России действуют площадки Planeta.Ru и Boomstarter. Последний очень строго воспроизводит правила американского флагмана: проект, собравший меньше 100% от заявленного финансирования, денег не получает. Есть ограничения по типу проектов, которые могут претендовать на поддержку (не допускается, например, благотворительность). На Planeta.Ru правила помягче: порог составляет половину заявленной суммы, и ограничений по участию благотворителей нет. За первый год работы Planeta.Ru собрала для своих подопечных 35 млн рублей, Boomstarter — 25 млн. По сравнению с $896 млн, которые к этой минуте собрал Kickstarter, это, конечно, не впечатляющие цифры. Но у российских площадок всё впереди. Уже сегодня сборами на Planeta.Ru Виктору Шендеровичу и Владимиру Мирзоеву удалось привлечь больше 3 млн рублей на телеспектакль «Петрушка». Интернет-издание Colta.Ru, потерявшее за недолгую свою историю двух инвесторов по не зависящим от редакции обстоятельствам, сумело через Planeta.Ru наладить финансирование выпуска на деньги читателей. На Boomstarter тем временем поставлен абсолютный к сегодняшнему дню российский рекорд по привлечению народных денег на съемку художественного фильма: историческая кинолента «28 панфиловцев» собрала 3,2 млн рублей…
„
«Голосование рублем» зачастую становится у нас единственным доступным человеку способом повлиять на окружающую жизнь и выразить свою гражданскую позицию
”
Обороты мирового рынка краудфандинга в 2011 году составили $1,49 млрд, в 2012-м — 2,7 млрд, в уходящем году они оцениваются в 5,1 млрд. По темпам роста краудфандинг в разы опережает сегодня основные виды заработков в интернете — и рекламу, и электронную коммерцию.
А особая ценность краудфандинга для сегодняшней России — в том, что «голосование рублем» зачастую становится у нас единственным доступным человеку способом повлиять на окружающую жизнь и выразить свою гражданскую позицию. Например, когда пару лет назад ФСБ запросила у Яндекса все данные о жертвователях проекта «РосПил» и движении средств по их кошелькам, это вызвало новую лавину пожертвований, хотя вся требуемая сумма к тому моменту была уже собрана. Люди пошли вносить деньги, чтобы показать: мы не боимся. О таких мотивациях для краудфандинга в его родной Америке, поди, не слыхали.
Tweet