От выступления писателя Юрия Арабова, получившего «Нику» за лучший сценарий («Фауст»), в телетрансляции на канале СТС почти ничего не осталось. Публикуем то, что было вырезано, а также мнение художественного руководителя и бессменного ведущего церемонии «Ники» Юлия Гусмана
Юрий Арабов поблагодарил за «Нику» и предсказал российскому кино тяжелые времена
Юрий Арабов: «Мы почти не можем работать»…
Вообще в доме покойного не говорят о веревке. Но поскольку я человек плохой, я о веревке скажу. Вот у нас два киносоюза, тридцать киношкол, театральные училища, кажется, три национальные премии… Но каждый раз фильмы, которые мы делаем, выглядят, как бы вам сказать… таким противным исключением из правил. Как сказал мне лично один очень известный министр и вице-премьер, все хорошее в России внесистемно. Вот я не знаю, доживем ли мы с вами, когда все хорошее в России будет носить системный характер?
У нас проблемы, мы почти не можем работать. Идет этот процесс сверху и снизу, деньги в кино не поступают, поскольку это все убыточно. Все фильмы, которые награждаются сегодня, убыточны, так как они являются частью нашей экономики, а экономика убыточна, поскольку существует на нефти, на распилах и т.д.
*Операторский прием, чуть более сложный, чем съемка прямой камерой. |
Единственный вариант выхода из этой проблемы — это, конечно же, привлечение <частного капитала>… Если частный бизнес, с которого снимут все налоги за то, что он уйдет в кино и в искусство, не придет к нам, то мы погибнем. И вы, товарищ Гусман, и уважаемая академия, будете давать в следующие годы операторские призы за «восьмерки»* в ситкомах, а мы, сценаристы, будем стоять в очереди, чтобы нам доверили экранизацию гениального мюзикла «Граф Орлов»…
Юлий Гусман: «Наша премия была придумана для счастья и радости»
Я терпеть не могу рассуждать на темы конспирологического характера: что вот теперь в одной семье оказались ключи от двух академий. Или наоборот, что два брата будут конкурировать. Что такое академия по сути? Это большое жюри, которое присуждает премию. Все предыдущие президенты, которые возглавляли академию, — Виктор Мережко, Эльдар Рязанов, Алексей Баталов — работали только на репутацию «Ники», и у нее прозрачная, абсолютно честная и непростая, но очень достойная процедура. Мне понравилось, что Андрей Сергеевич Кончаловский был взволнован тем, как за него проголосовали, если учесть, что он никогда не занимался общественной работой. И не имеет значения, чей он брат, хотя он и брат, и отец, и замечательный сын. И автор фильмов, которые вошли в копилку не только России, но и человечества. Не надо видеть в этом какие-то подводные камни — спасибо, что он подставляет свое плечо...
Мне замечательно нравится речь Юрия Арабова, как и его творчество. Там вырезали очень много, но это вопросы к телевидению. Я не имею отношения к телевизионной версии. Мне показалось, что вообще в трансляции многое вырезали зря. Что-то шокировало вкус, что-то не хотелось затягивать. На мой взгляд, Арабов придал церемонии некоторую остроту, некоторую горчинку. Зато как полезно! Но хочу сказать, что вырезали и из меня 95%, все мои шутки, в том числе даже аплодисменты, которые я заслужил.
**Специальный приз кинопремии «Ника» «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф». Первыми лауреатами стали кинорежиссеры Вадим Абдрашитов и Александр Миндадзе. |
Мое дело — чтобы конкурс был честным и чтобы церемония прошла успешно. Притом что она готовится в отсутствие какого-либо финансово-административного ресурса, поскольку, кроме Министерства культуры, нам никто не помогает. Проблем у всех много, но я бы хотел, чтобы мы говорили о том, какие прекрасные были выступления, как красиво и замечательно придумали приз имени Алексея Германа**, как все было торжественно и какие потрясающие люди собрались на церемонии. Мне кажется, в этом пафос нашей церемонии и вообще нашего труда.
Tweet