Когда-то в лондонском районе Уйатчепел орудовал Джек Потрошитель. Потом начали селиться самые бедные иммигранты со всего мира. А в январе 2013-го несколько юношей из мусульманских семей объявили эту территорию «зоной шариата»
«Бисмиллахи-р-рахмани-р-рахим!» («Во имя Аллаха, милостивого и милосердного»), — выкрикивает по-арабски один. «Вы находитесь в мусульманском районе! Вы приближаетесь к мечети! Уходите и не возвращайтесь!» — гнусаво долдонит другой. «Кто вы, ребята? Какого черта?» — «Мы — исламский патруль».
История такова: несколько юношей из мусульманских семей назначили себя ревнителями нравственности и морали на территории, примыкающей к Мечети Восточного Лондона, и стали дежурить там по вечерам и ночам, борясь с «грехом». «Дружинники» приставали к нетрезвым гражданам и недостаточно скромно одетым (с их точки зрения) гражданкам, стыдили их и гнали прочь.
Одного прохожего «дружинники» оставили без пива, заставив вылить содержимое банки на землю. А заодно прочитали ему лекцию о том, что алкоголь — это зло. Другой молодой женщине повелели убраться прочь из-за чересчур короткой юбки. Этот и другие подвиги снимались на мобильные телефоны и отснятое выкладывалось затем в интернете. Один из видеосюжетов вызвал особенно широкий резонанс: на нем «мусульманские казаки» в особенно резких выражениях угрожали проходившему мимо гею. Причем по всему было видно: они, пожалуй, впервые говорят с человеком, не скрывающим своей нестандартной сексуальной ориентации, и это приводит их в состояние чуть ли не экзальтации: «Подумать только: настоящий, живой гей! И мы стыдим его, приказываем никогда не появляться в мусульманском районе!» В голосах юношей звенело радостное возбуждение.
А вот видео с подвыпившим прохожим называлось «Правда о субботнем вечере». И ведь что любопытно, часть правды здесь действительно есть. Ведь и на самом деле поздним субботним вечером кое-где в Восточном Лондоне, да и в некоторых районах других британских городов страшновато бывает на улице оказаться: и пьют, и наркотики продают и покупают, в состоянии интоксикации бродят по улицам, дебоширят, издеваются над нормальными обывателями. Так что многие мирные британцы совсем не возражали бы, если бы в поздние часы в проблемных районах кто-нибудь поддерживал общественный порядок, чтобы можно было гулять, не беспокоясь за свою безопасность, не боясь за детей. Вот только как-то не хочется доверять эту роль юным исламистам.
«Я не верю своим ушам — мы же в Великобритании!» — «Не такой уж великой Британии, не такой уж великой!»
Выдали игру…
Кто выпустил эти буклеты с перечислением того, что запрещено в «зоне шариата», — до сих пор загадка |
В отличие, скажем, от российских «казачьих патрулей», их лондонские исламские «коллеги» не были облачены в исторические костюмы минувших эпох — типичные хулиганы Восточного Лондона, в кроссовках, облегающих штанах и с закрывающими лица капюшонами. И походка у них характерная для местной шпаны, те же манеры, жестикуляция, акцент, грубые, еще не совсем окрепшие мальчишечьи голоса… Переполненные гормонами, не находящие себе применения особи, ищущие приключений и уличной романтики. Можно утверждать себя и сублимировать в хулиганствующих бандах гопников, а можно в шариатских патрулях. Можно баловаться наркотиками и пугать прохожих, а можно защищать мусульманский район. Суть-то одна и та же, при всей кажущейся противоположности целей и ценностей. Так что на первый взгляд происшествие с мусульманским дозором кажется смехотворным пустяком, а поднявшийся по этому поводу шум — бурей в стакане воды.
Но на самом деле это не пустяк, и общественность не зря волнуется. За действиями незадачливых подростков стоит чье-то вполне взрослое умонастроение и мировоззрение.
Во-первых, что-то похожее происходило и раньше: в прошлом году в другом районе Восточного Лондона — в Ньюхэме — уже появлялись расклеенные на столбах листовки, провозглашавшие господство шариата. Затем по улицам прошла группа «этнической молодежи», скандировавшая: «Грязные проститутки, убирайтесь с наших улиц!»
Кроме того, как бы ни возмущались безответственностью юнцов лидеры респектабельных исламских организаций, внутри общин если не методы, то намерения «дружинников» наверняка вызвали у многих одобрение и сочувствие. Можно не сомневаться и в том, что у них появилась бы масса подражателей по всей стране, кабы не сдерживающая роль общинных лидеров и представителей старшего поколения. А те всерьез обеспокоены, что столь открытые попытки навязывания исламских ценностей коренному населению неизбежно приведут (и уже привели) к росту антиисламских настроений. «Законы ислама относятся только к мусульманам… Шариат постулирует, что люди, принадлежащие к другим культурам, вольны жить в соответствии со своими собственными принципами», — заявил представитель британского Мусульманского совета.
Скорее всего, большинство мусульман вполне искренне хотят мирного сосуществования различных религиозных, юридических и нравственных систем. Но не так уж мало и тех, кто хитрит: на самом деле их беспокоит, что «дружинники» из Уайтчепела выдали игру. На поверхность вышло то, что не предназначено для посторонних взглядов — ползучая «шариатизация». По данным Института исследования гражданского общества Сivitas, в Великобритании действует уже по крайней мере 85 шариатских судов. Некоторые районы Лондона, Бирмингема, Ливерпуля превратились в своеобразные гетто, где светские британские законы почти не действуют.
Споры о Британии
Большинство британских мусульман — выходцы из Индостана (Индия, Пакистан, Бангладеш) и соответственно принадлежат к господствующему там направлению деобанди, близкому к ваххабизму и салафизму, а значит, и к той воинственной идеологии, которую считает своей идейной платформой «Аль-Каида». Это, разумеется, вовсе не значит, что любой приверженец деобандизма — непременно потенциальный террорист или шариатский «патрульный». Нет, большинство из них вполне мирные люди. Но для многих из них конфессиональная принадлежность идет впереди гражданской, они в первую очередь мусульмане, причем в весьма строгой интерпретации этого термина, а потом уже — британцы. Нередко можно слышать, что для достаточно большого числа верующих «британскость» имеет совсем малое или никакого значения и ценности страны пребывания им чужды.
На одном из выложенных в интернете видео ночные дозорные вступают в полемику с молодой женщиной, кстати, вовсе не выглядящей нетрезвой, да и одетой, по европейским меркам, вполне прилично. «Я не верю своим ушам, — говорит она в ответ на призывы покинуть «мусульманский район», — мы же в Великобритании!» В ответ на это «патрульный» начинает скандировать: «Не такой уж великой Британии, не такой уж великой!» Этот лозунг он повторяет несколько раз и с явным удовольствием, как бы подчеркивая, что для «хозяина» территории лояльность по отношению к стране пребывания — пустой звук.
Вполне может быть, впрочем, что это не какая-то глубоко продуманная и прочувствованная позиция, а только эпатаж, проявление юношеского максимализма — во какие мы, дескать, крутые… Не исключено, что эта молодежь перебесится, повзрослеет и утратит желание строить свою особенную цивилизацию внутри или даже на обломках чужой. Так ведь случалось уже великое множество раз за историю человечества. В нормальных социумах революционеры чаще всего с возрастом благополучно превращаются в обывателей. И только в ненормальных революция становится реальностью.
Сложная статистика
Однако же есть в Британии и вполне великовозрастные дяди — сторонники активного продвижения шариата. Один из самых известных деятелей этого ряда — Анджем Чоудри. «Этот район (Уайтчепел) — исламская зона, и их («дружинников») надо похвалить», — заявил он. Ранее Чоудри был известен как представитель запрещенных ныне радикальных исламистских организаций — «Аль-Мухаджирун», «Аль-Гурабаа», «Ислам-фо-ЮКей». Они в открытую ставили задачу создания исламских эмиратов в британских городах и даже постепенного превращения всей Британии в халифат.
Насколько это реальная перспектива? По данным переписи 2011 года, сейчас в Англии и Уэльсе 4,8% жителей считают себя мусульманами. Их доля в населении растет неуклонно, но не очень быстро. Некоторые считают, что к 2030 году их станет около 7%. Немало, но весьма далеко от положения господствующей религии.
Мечетей тоже строится все больше. В 1961 году их на всю страну было всего семь. Ныне их больше полутора тысяч, причем около 60% принадлежат к деобандийскому направлению.
Но и деобандийцы подвержены тем же самым законам, что и остальное человечество. Чем выше уровень образования, тем более сложными становятся отношения с верой, тем меньше склонность слепо принимать догмы, тем больше элемент терпимости к инакомыслящим, инаковерующим. И, кстати, тем ниже рождаемость.
Между тем социологи утверждают: в Британии выходцы из Индостана опережают все остальные этнические группы по успеваемости в школах. В обычных британских школах, не в медресе! С каждым годом растет и число отпрысков индийских и пакистанских семей, поступающих в вузы. Вопреки всем Чоудри мира происходит интеграция новых поколений в британское общество.
Очевидно, что идут два разнонаправленных, противоположных процесса: часть мусульман все более радикализируется, другая часть, напротив, глубоко вливается в британское общество, вольно или невольно перенимая его ценности. Какая из двух тенденций победит — зависит от множества факторов, внешних и внутренних. В том числе и отношения к мусульманам всех остальных. А это отношение становится все более враждебным. Согласно опросам общественного мнения, только каждый четвертый британец позитивно относится к исламу и мусульманам. С одной стороны, это можно понять — кому же понравятся взрывы в метро*, замыкания в себя закрытых шариатских районов да еще и исламские патрули, о которых в столь паническом тоне пишут газеты.
*7 июля 2005 г. в лондонском метрополитене в вагонах трех поездов почти одновременно сработали взрывные устройства. Погибли 56 человек, включая четверых террористов, ранения получили более 700. |
Но очевидно и то, что любые проявления радикализма и нетерпимости с обеих сторон только подпитывают друг друга. И надо придумать, как все же разорвать этот порочный круг.
фотография: Reuters
Tweet