#Точка зрения

Между ряс и охотнорядцев

2012.08.17


Православный обком сводит счеты с теми, кто не верит в государство, одним из апостолов и функционеров которого заочно сделали Бога

«Рясы» и «охотнорядцев» соединил молодой и звонкий Андрей Вознесенский издания 1963 года в жуткой, хотя и талантливой поэме «Лонжюмо» о местечке под Парижем, где была школа Ленина, — одной строчкой посылая в нокаут всю Российскую империю с ее православием и самодержавием. Мог бы заодно и народность послать, если 70% населения, желающих посадить в тюрьму несчастных «пусей», — это народ. Потом взрослый Вознесенский задумался, приобщился и стал писать о христианстве с упоением и упованием. Но это все была поэтическая, культурно-философская традиция без жесткой привязки к религии и идеологии. Потому что жизнь показала: как только Церкви вернули отобранные у нее большевиками бразды, она немедленно стала раздирать удилами рот кроткой коняги, доставшейся ей от времен Бориса и Глеба.

Без выбора

Борис и Глеб были терпимы и кротки, они не топили Перуна в Волхове, а привлекали сердца любовью. Новое учение в их интерпретации отличалось от язычества человечностью, а не мрачной аскезой. Однако то, чем когда-то христианство отталкивало эпикурейски настроенных римлян (мрачный катакомбный контекст), в него было заложено еще Византией. Магическая ипостась учения, пассивно-мечтательный элемент и полное отсутствие католического фаустианства, состязательности, дифференциации, борьбы со светской властью, противостояния кесарю, столь свойственного католичеству, должны были неминуемо сказаться. И сказалось в XIV веке такой сервильностью и таким предательством, что уже можно было писать вставную новеллу о Великом Инквизиторе, не дожидаясь Федора Михайловича. Московский патриарх наложил по приказу князей московских Юрия и Ивана Даниловичей на Псков запрет на церковные службы за то, что псковитяне дали убежище гонимому монголами-оккупантами и Москвой-коллаборационисткой тверскому князю Александру Михайловичу.

Дальнейшее развитие событий показало, что «рясы» и «охотнорядцы» — это все, что взяла держава в православную идеологию. Митрополит Филипп (Колычев), восставший против Ивана Грозного, был исключением. Кстати, его «коллеги» от него дружно отреклись. Несмотря на протестантский, героический момент, протопоп Аввакум считал предосудительными даже невинные развлечения и лично «выбил» из села скоморохов с медведями, побив, кажется, даже бедных косолапых. Раскольники кидались в огонь, но в их протестантизме было слишком много замшелого консерватизма и неприятия западничества, навязанного Петром. Бороться такой ценой за двоеперстное крещение, против «травы никоцианы» (табака) и «дьявольской похоти — картови» было скорее фанатизмом, чем протестантизмом.

Православие в руках Петра стало ручным, служивым и, по Ключевскому, «надело государственный мундир». Чем занимался петровский обком православия, Священный синод? Управлял армией попов, армией, служившей кесарю, а не Христу. Прихожане исповедовались, а отцы духовные обязаны были доносить по инстанциям, если в исповеди было нечто антигосударственное.

Глубоко верующий царевич Алексей отказывался от исповеди, чем ускорил свой арест и свою казнь. Ибо отказ от исповеди стал рассматриваться как отказ сотрудничать со следствием. Держава сомкнулась с православием и сделала его обязательно-дисциплинарным. Оно перестало быть выбором личности, а сделалось унылой каторгой длиною в жизнь. И увенчал его неологизм о «христолюбивом воинстве», знак вечного Крестового похода.

Перманентное же противостояние его католичеству и злорадное «загибание пальцев» в упоении от своего мнимого превосходства окончательно сделали его чем-то вроде коммунального склочника, бросающего мышь в соседский борщ. Католичество тоже этим грешило, но после Нантского эдикта о свободе совести, написанного бывшим протестантом (махровым атеистом) Генрихом IV, континент, за исключением Испании, стал веровать разумно и умеренно, беря пример с Англии. Привычка «строить» православных и приводить их взгляды к единому общему знаменателю подвигла протестантку в душе Екатерину Великую к аресту масона Новикова и заключению его в крепость. Людям свободолюбивым это выстраивание их душ настолько претило, что они принимали католичество, как декабрист Михаил Лунин.
22-cit.jpg
Бог и Хозяин

В близкие к нам времена Николая II православие оказалось запачканным еще и омерзительным антисемитизмом пополам с погромами и «делом Бейлиса». Все эти «союзники» («Союз Михаила Архангела» и пр.), абсолютно безнаказанные как в стенах Госдумы, так и в еврейских кварталах и местечках, были очень похожи по стилю на нынешних «хоругвеносцев» и «волонтеров», пытающихся оценить на деньги свои моральные страдания, испытанные от ролика с панк-молебном. А чего там страдать? В пустом каменном доме давно нет Бога, а есть Хозяин, и это «перезаселение» не из-за «пусей» произошло. С каждым обязательным уроком Закона Божьего казенное православие мельчало, мелело, пустело, с каждой нотой тщеславного гимна «Боже, Царя храни!» Бог все больше и больше походил то ли на околоточного, то ли на урядника. Образованная молодежь обходила храмы за версту, предоставив их лавочникам (тем самым «охотнорядцам», которые ходили бить студентов и считали «унутренними» врагами «жидов, поляков, студентов и бунтовщиков»).

Профанацию Церкви как института в глазах просвещенных мирян завершило анафемствование Льва Толстого. Перед своим официальным концом Русская православная церковь кончилась морально, разойдясь с культурой, хорошим тоном и здравым смыслом. В 1918 году они умирали в одиночку, не сочувствуя друг другу: Церковь и культура. Но «обновленцы» слишком скоро договорились и с большевиками, дав повод Владимиру Войновичу создать «светлый» образ отца Звездония. Все годы советской власти народ не столько крестился, сколько «звездился» в пустое небо над Красной площадью.

Бедные диссиденты и сочувствующие уверовали назло, но общаться с этим православием можно было только заочно. Когда я служила в библиотеке Второго меда, студенты называли серые кирпичи «Истории КПСС» «Законом Божьим». Так две идеологии сравнялись в СССР: по скуке, по пустоте, по лживости, по обязаловке.

Когда песочные часы перевернулись, никакого нового духовного содержания у РПЦ не нашлось. Высшие чины Церкви, как Иов, вернулись на свое гноище и стали с восторгом и подобострастием служить власти, которая сидела выше всех, уже ничего не скрывая. Не найдя нового Льва Толстого, который стал бы ими заниматься, они отлучили от Церкви диссидента отца Глеба Якунина и пытались посадить в тюрьму Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева за выставки в очень светском Сахаровском центре.

Сегодня они дорвались до главного приза: на паях с властью посадить в камеры безобидных нашаливших девчонок, мучить их, судить за богохульство, которого нет в Уголовном кодексе. Благо девчонки прошлись и насчет «черных ряс», и насчет «золотых погонов», а Церковь, судя по всему, считает Путина кем-то вроде «помазанника Божьего». И суд, и православный обком сводят счеты с теми, кто не верит в государство, одним из апостолов и функционеров которого заочно сделали Бога. Девчонок просто приносят в жертву этому Молоху. В путинской России РПЦ утратила дух христианства от пожатия той же каменной десницы державных командоров. По словам Ильи Эренбурга, такой «вере не верю я».



Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share