#Pussy Riot

#Только на сайте

Религиовед Валерий Отставных: «Меня удивляет, что никто из десятков тысяч священников не пришел на процесс и не призвал стороны к прощению и человеколюбию»

2012.08.06


Otstavnykh-240.jpgThe New Times продолжает публиковать выступления свидетелей защиты и экспертов, которых отказался заслушать Хамовнический суд. На этот раз черновик своего несостоявшегося выступления в Хамовническом суде предоставил редакции Валерий Отставных, религиовед (диплом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета), практикующий православный миссионер и катехизатор. Это 9 вопросов по существу дела и ответы на них по результатам собственной экспертизы

Об инциденте в храме Христа Спасителя, имевшем место 21 февраля 2012 года:

«Основанием для экспертизы явился видеоклип группы Pussy Riot, размещенный на интернет-сайте YouTube (1 мин. 53 сек.), а также материалы судебного дела, попавшие в СМИ и ставшие достоянием общественности.

1. Являются ли изображенное в клипе поведение девушек на солее храма, а также текст песни, исполняемой в клипе, богохульством и кощунством?

Не являются. Девушки, изображенные в клипе, разыгрывают на солее храма некую пантомиму, сочетающую коленопреклоненное моление и нечто, отдаленно напоминающее танцы. Текст песни, звучащей за кадром, не содержит слов и выражений, оскорбляющих Бога или Пресвятую Богородицу.

Текст не содержит прямых оценок Бога или молитвенных обращений к Нему. В нем содержится два обращения к Пресвятой Богородице:

а) в первом случае просьба «прогнать» главу администрации страны (президента Путина), то есть способствовать его уходу с данного поста;

б) во втором просьба к Богородице разделить взгляды участниц выступления на положение женщины в социуме (так называемые феминистские взгляды).

Текст песни также выражает надежду на то, что Богородица незримо поддерживает участников оппозиционного гражданского движения, выступающего против фальсификации выборов парламента и президента РФ, за нравственность в политике. Таким образом, хулы Бога и святых ни в видеоизображении, ни в тексте песни нет.

Кощунством в Церкви называется неуважительное отношение к священным предметам и обрядам. Как можно понять из видеоматериала клипа, данное неуважение к священным предметам, находящимся в храме (иконам, иконостасу, распятиям и т.д.), отсутствует. Отсутствует оно и в тексте песни. Нельзя говорить и о неуважении к церковному обряду (молебну, таинству), происходящему в храме, так как в момент проведения политической акции на солее в храме не проводились богослужения, не совершались таинства или обряды, которым девушки могли теоретически помешать.

2. Может ли являться богохульством использование в тексте песни выражения «Срань господня?»

По моему мнению, не может. С точки зрения филологии это междометие, то есть устоявшийся неизменяемый речевой оборот, который рассматривается в лингвистике в разделе «Части речи» вместе с предлогами и союзами. Междометия не несут никакой специальной смысловой нагрузки, а выражают яркое, переполняющее человека чувство (эмоцию) и служат для связи слов в предложении. Вероятно, данное словосочетание пришло к нам из английской речи, в частности, американского кинематографа, в котором люди постоянно используют междометие holy shit.

Пример: «Срань господня, он что, мать его, копыта отбросил?»

В русском языке подобными междометиями служат иные выражения, связанные, к примеру, с бесами:

«Что же ты сделал, черт тебя возьми, ты угробил мою машину!»

Понятно, что в данном случае, как и в первом, выражается просто сильное эмоциональное возбуждение, а не попытка вызвать сатану и приказать ему уничтожить некоего человека, «угробившего чужой автомобиль».

С теологической точки зрения говорить о том, что выражение «срань господня» является богохульством, то есть выражением, унижающим Бога, вообще абсурдно.

Если под «сранью» подразумевать продукты человеческой жизнедеятельности, то это бессмысленно, так как «Бог есть Дух» (св. ап. Иоанн). И прямое понимание Его в антропоморфном ключе является язычеством. Если же имеется в виду Воплотившийся Бог-Сын, ставший Иисусом Христом и не переставший быть Богом, то упрек этот тем более нелеп. Бог воспринял человеческую природу полностью: с головным мозгом, сердцем и кишечником. Он пил и ел, будучи Совершенным Человеком, и как любой человек, рефлекторно исторгал из себя продукты жизнедеятельности. Попытка считать Христа «кажущимся человеком», духом, лишь принявшим «личину человека», унижает Христа, отказывает человечеству в спасении («что не воспринято, то не уврачевано») и является ересью первых веков, к православию никакого отношения не имеющей.

И наконец, если в данном речевом обороте человека с его грехами и пороками сравнивают с Самой Чистотой, с Богом, то человек действительно является «дерьмом». Про себя я, например, могу уверенно сказать, что без Бога я действительно просто «срань».

3. Как можно охарактеризовать то, что произошло в ХХС и было отражено в видеоклипе?

По-моему, очевидно, что перед нами политическая манифестация в форме панк-акции, не призванная никоим образом оскорбить религиозные чувства верующих, хуля Христа, Богородицу и святых Божиих угодников. Манифестация касается протеста выступающих против попытки государства превратить Русскую Церковь в министерство по идеологии при администрации президента Путина. Против попыток спикеров Церкви своей поддержкой легитимизировать светскую власть, которую часть общества в РФ считает победившей в результате фальсифицированных выборов, а потому нелегитимной. Виновники называются в тексте песни. С точки зрения манифестантов, это — президент Путин и патриарх Кирилл. Видимо, потому была выбрана солея, с которой провозглашаются важнейшие послания церковной власти, причем именно солея ХХС, который многие представители московской интеллигенции и молодежи считают самым «официозным» и «бюрократическим» собором в РФ. Девушки признались, что место было выбрано ими неудачно, без учета последствий — того, что многим их манифестация покажется непонятной и будет воспринята как покушение на святыни, расположенные в храме, и пародия на богослужение. Они признали свою ошибку и принесли верующим свои искренние извинения.

Итак, перед нами не должное поведение людей в храме, нарушение общественного храмового порядка. Девушкам можно также инкриминировать оскорбление патриарха в одной из строчек песни. Больше «криминала» в действиях рок-группы лично я не нахожу.

4. Существуют ли в православных храмах какие-то особенные правила поведения, нарушение которых является кощунством?

Кощунством является умышленное уничтожение святынь в храме или извращенно-издевательское их использование не по назначению (мягко говоря). Кощунственно из алтаря делать бордель и насиловать на престоле монашек. Распинать на царских вратах священников, застилать иконами полы, как это было в 30-х годах прошлого века. Все остальное к кощунству никакого отношения не имеет. Есть некоторые неписаные правила. Не заходить в алтарь без разрешения, не входить в него мирянину Царскими Вратами, не брать в алтаре в руки святые сосуды, не касаться жертвенника и престола мирянину, хотя даже благочестивый человек может это сделать по незнанию. И все. Остальное определяется общей культурой и правилами приличия, одинаковыми по большому счету и для храма, и для концертного зала, и для библиотеки.

5. Сторона обвинения представила экспертизу, показывающую, что «кощунницы» нарушили некие «самые главные правила поведения в Церкви» и потому заслуживают сурового наказания.

Я знаком с текстом этой экспертизы (кажется, ее называют «Экспертиза № 3»). Сразу оговорюсь, в светском суде ссылаться на церковные правила, регулирующие отношения верующих между собой, — это нонсенс. Но этот документ меня возмутил. Он лжив. Вся изложенная в нем информация о четырех церковных правилах не соответствует действительности. Что же на самом деле? 9-е апостольское правило (III–IV века) говорит о том, что верующий не должен уходить со службы до ее окончания. К случаю с панк-группой это не имеет никакого отношения. 15-е правило Лаодикийского Собора (IV век) говорит о том, что во время богослужения нельзя мешать петь штатному хору. Тем более петь за него или вместо него. Также не наш случай. 62-е правило Трулльского (Пято-Шестого) Собора (VII век) запрещает мужчинам одеваться в женские платья, а женщинам в мужские и участвовать в городских языческих праздниках. Ни к храму, ни к рок-группе это не имеет отношения. И 75-е правило того же Собора о «бесчинных воплях» запрещает штатному церковному хору петь вычурно, «театрально», а не молитвенно. Без комментариев. Что характерно, за нарушения двух из приведенных правил не следует никаких церковных наказаний, за нарушение двух других — временное ограничение на церковное общение, то есть на участие в богослужениях и в таинствах. Ни о какой тюрьме, естественно, речь не идет.

6. Бывает, что люди в храмах ведут себя нетрадиционно, например, танцуют или кричат громко во время богослужения?

Несомненно. Например, в традициях православных из африканского племени масаи (Кения) — проводить все богослужение в танце. Там прихожане танцуют на фоне диковинного иконостаса, на котором и Христос, и Богородица, и даже Николай Угодник, все — негры. Ну а то, как ведет себя православная арабская молодежь в храме Гроба Господня в Великую Субботу, видят все — религиозный экстаз, напоминающий поведение футбольных болельщиков: крики, барабаны, запрыгивания друг другу на плечи.

7. Является ли реакция стороны обвинения в своих проявлениях характерной для христиан?

Конечно, чужая душа — потемки, но для меня поведение «православных свечниц и ключарей» выглядит более чем странно. Естественной реакцией на события в храме было бы немедленное удаление хулиганов с солеи и выпроваживание их на улицу. Ну а потом — попытки понять, что это было и почему Господь попустил этой манифестации случиться именно в нашем храме? Возможно, если бы настоятелем был талантливый миссионер, он попытался бы даже поговорить с девушками, выяснить, что ими движет. Здесь же абсолютно обратная реакция. Судя по видео, более чем вялые попытки удалить женщин с солеи, почти безучастные лица случайных «захожан», а потом пять месяцев культивирования «обиды», «оскорбленных религиозных чувств», ненависти и нежелания простить. Я считаю, что это не христианское поведение. Я не вижу здесь оскорбленных религиозных чувств. Мне кажется, что за всеми «православными пострадавшими» стоит голая политика. И политики. Фамилии некоторых мы даже можем предположить.

8. Как вы относитесь к утверждению стороны обвинения, что поступок Pussy Riot подорвал духовные основы российской государственности?

Смотрите, клип идет ровно 1 мин. 53 сек. (113 сек.). Из них само действие на солее (без повторов, перебивок на другой храм, лиц свечниц и т.д.) длится ровно 30 секунд. И из этих 30 секунд пантомима на солее напротив Царских Врат в чистом виде занимает 8 секунд. Может ли пантомима на фоне Царских Врат длительностью 8 секунд подорвать духовные основы какого-либо государства? Как человек, знакомый с Историей мирового православия, заявляю: история подобных случаев не знает.

9. Почему вы согласились выступить в суде?

Для меня это была единственная попытка попробовать спасти репутацию моей Церкви, которая в глазах миллионов людей «не хочет простить тех, кто просит прощения», которая молчит, оглушительно и обличающе молчит, но не любит и не прощает. А значит, не уподобляется Христу, просившему Бога о распинающих Его. Я бы хотел сказать всем, кто наблюдает за ходом этого политического процесса, в который вовлекли Церковь: не все мы такие. В Церкви много людей, которые тяжело переживают издевательства над обвиняемыми. Но меня до сих пор удивляет то, что никто из десятков тысяч священников не пришел на процесс просто в качестве зрителя и не призвал все стороны к прощению и человеколюбию.




 
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share