Фейерверк с давних пор и по сей день —
спутник торжества |
Пушки дали 168 залпов, и в небе развернулась грандиозная огненная картина: Геркулес, разрывающий пасть льва. Ракеты то и дело взмывали в небо. Зрелище было не только ошеломляющим, но и весьма дорогим. Огненный Геркулес стоил примерно столько же, сколько 3 тыс. коров. Так 30 мая 1690 года первым в России пиротехническим шоу свое восемнадцатилетие отметил царь-реформатор Петр I. А через десять лет в царском Указе о реформе устаревшего российского календаря появились такие слова: «Поелико в России считают Новый год по-разному, с сего числа считать Новый год повсеместно с 1 января. А в знак того доброго начинания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь праздника учинять украшения из елей…» И далее: «…чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни». Праздновать и веселиться полагалось шесть дней.В конце праздника, ровно в полночь, должен был начаться грандиозный фейерверк. Молодая Принцесса никогда в своей жизни не видела ни салюта, ни взрывающихся петард, поэтому Придворному Инженеру было велено сопровождать Их Величества на свадьбе (мало ли что может случиться!): «Фейерверк? — спросила Принцесса Принца. — А что это?» — «Это похоже на Утреннюю Аврору», — поторопился сказать Король, который очень любил встревать в чужие разговоры. «Но фейерверк гораздо лучше звезд, потому что всегда знаешь, где должно засверкать. Небо становится почти таким же красивым, как моя игра на флейте. Вам обязательно надо посмотреть на это».
Оскар Уайльд. «Необыкновенная история, случившаяся с патроном для фейерверка»
Все были ошеломлены размахом, но более всего запомнилось «безумие» фейерверков. Так в эпоху Петра I фейерверкам было придано значение государственной важности и «дело сие было поднято на высоту небывалую». Тогда же и стали зарождаться отечественные «традиции фейерверочные»…
Огни расцветили небо и в ночь коронации
императора Александра II и императрицы Марии Александровны 7 сентября 1856 г. |
К возникновению фейерверков приложили руку даосские мудрецы. Монахи нашли рецепт изготовления пороха из древесного угля, селитры и серы. Опытным же путем — за счет изменения дозировки составных частей — они научились регулировать время и силу горения. Древнекитайские мастера использовали стебли бамбука как корпус заряда, наполняли его горючей смесью, бросали в костер или поджигали специальный фитиль. Уже при династии Сун (960–1279 н.э.) фейерверки можно было купить прямо у уличных торговцев и зажечь их, например, на Новый год для отпугивания злых духов. Восьмой император этой династии Хуэйцзун в 1110 году закатил грандиозное пиротехническое шоу во время военного парада. Правда, этот любитель искусств (он был и художником, и каллиграфом, и музыкантом, и мастером чайной церемонии) столь небрежно относился к государственным делам, что в итоге потерял северные владения и был пленен. В 1240 году арабы проведали в Поднебесной рецепт пороха, а заодно узнали, как создаются столь прекрасные огненные «китайские цветы».
А вот в Европу и порох, и смеси для фейерверков привез, как принято считать, венецианец Марко Поло. Интересно, что, по мнению некоторых исследователей, он в действительности никогда и не был в Китае. Но, несмотря на модную ныне тенденцию низвергать кумиров, надо признать, что Европа в самом деле познакомилась с фейерверками вскоре после того, как Поло сообщил венецианскому дожу и членам совета о своем путешествии на Восток. Хотя не исключено, что для европейских фейерверков использовали и изобретенный византийцами так называемый «греческий огонь» (точный рецепт его не раскрыт до сих пор), который применялся в первую очередь в военном деле. В отличие от пороха сырье для него было, вероятно, полужидким, напоминающим напалмовые смеси ХХ века.
Новое развлечение быстро завоевало небывалую популярность, и уже к середине XV века почти все европейские страны могли похвастаться своими огненными шоу, которые чаще всего устраивались на балах у знатных вельмож. Небывалого развития пиротехника достигла в Германии, откуда и пошло слово «фейерверк» — «производство огня», и в Италии, где в городах-государствах появились даже свои пиротехнические школы. Фейерверки устраивались по случаю религиозных праздников, прибытия в город представителей монарших семей, высшего духовенства, приезда послов или заключения мира.
В России систематическое устройство «огненных потех» началось с конца XIV века. При Иване Грозном в стрелецком полку появилась даже должность «порохового заведующего», в чьи обязанности помимо военных дел вменялось изготовление и запуски фейерверков. В последние годы царствования Алексея Михайловича фейерверки были сугубо развлекательным зрелищем, что видно из их названий — «огненные потехи» и «огненные забавы». Так что справедливости ради стоит отметить, что Петр Алексеевич, превративший развлечение в мощное средство политической пропаганды, лишь использовал уже накопленный отечественный опыт и привнес в него то, чем была богата на тот момент Европа. Так, во время пребывания Великого посольства в 1697 году в Кенигсберге Петр нанял «огнестрельного художника» Ягана Буса и отправил того в Москву, где созданием фейерверков заведовала особая бомбардирская рота Преображенского полка, в которой служил и сам царь. В Амстердаме он взял на службу Георга Вильгельма де Генина, для которого Россия стала второй родиной. Тот оказался талантливым инженером фейерверков. В 1712 году артиллерийский подполковник Генин устроил на Неве новогодний фейерверк перед дворцом князя Меншикова. Известен случай, когда во время празднования Ништадтского мира со Швецией 22 октября 1721 года в Петербурге Петр был вынужден сам позаботиться об устройстве фейерверка, так как распорядитель напился и не мог им управлять…
Процедура подготовки и проведения фейерверочных представлений в России XVIII века была очень кропотливой и сложной. Сначала поступало официальное поручение Академии наук составить программу. Эту обязанность выполняли маститые ученые, например, сам Михайло Васильевич Ломоносов. Программа составлялась с учетом знаний в области геральдики, мифологии, истории, химии. Потом она отсылалась в Канцелярию артиллерии и фортификации, где давались указания на изготовление пиротехнических изделий, необходимых для фейерверка. А уже затем строили «фейерверочный театр» — помост, на котором размещались все перечисленные в программе фигуры, стеллажи, декорации и т.д. Иногда в таких представлениях принимали участие войска местных гарнизонов, которые производили пушечный салют. В местах, где была опасность возгорания, дежурили сторожа и пожарные. В 1809 году под руководством графа Аракчеева было разработано «Положение о фейерверках», которое систематизировало и поставило под контроль государства производство фейерверочных изделий и проведение фейерверков. И то и другое в необходимом количестве любой желающий мог заказать в военной лаборатории.
Подобные празднества с каждым годом становились все разнообразнее. В начале XIX века химиками были найдены вещества, позволяющие изменять цвет огненного факела при горении горючей смеси, что стало новой эрой в развитии пиротехники. Спецэффекты постоянно усложнялись и совершенствовались. Стали появляться сложные, многообразные огненные рисунки всех цветов, движущиеся фигуры и вырастающие на глазах деревья, мчащиеся по воздуху колесницы. Да и сейчас, 300 с лишним лет спустя после проведения на Руси первого фейерверк-шоу, мало что изменилось. Как и прежде, по замыслу организатора можно создать огненные дворцы, водопады, батальные сцены и картины на библейские темы. Правда, благодаря современным технологиям фейерверк сегодня можно синхронизировать с любимой музыкой и лазерными рисунками в небе. Свои услуги по проведению эксклюзивных фейерверков и организации целых «огненных» фестивалей в наше время предлагают сотни компаний.
Салют в отличие от фейерверка с его многообразием огненных рисунков — это торжественная стрельба холостыми зарядами из артиллерийских орудий и/или стрелкового оружия. Салют как неотъемлемая часть военных парадов, торжественных встреч высокопоставленных иностранных гостей во время официального визита все же страдает однообразием пиротехнических эффектов. Фантазия изготовителей фейерверков безгранична
Веселые снаряды
При изготовлении фейерверочных изделий по сей день применяются искристые, искристо-форсовые, серные, селитро-серные составы с добавлением окрашивающих солей. Благодаря им зрелищный эффект значительно улучшился, а производство быстро увеличилось.
По одной из классификаций фейерверки делятся на «верховые» фигуры (различные типы ракет и шутих), которые запускаются вверх; «срединные» (так называемые «римские свечи» и «бураки»), которые, так сказать, выстреливают с земли; и «низовые» (фонтаны, форсы, шлаги, марсовый огонь). Кроме того, имеются фейерверки, горящие на воде — так называемые «дукеры» и «квакари».
Многие из современных фейерверков подразделяются на профессиональные и бытовые. Бытовые просты в использовании и не требуют особой подготовки. А вот с профессиональными все гораздо сложнее: здесь нужны не только знания, но и специальные разрешающие документы. Некоторые из них можно и вовсе использовать непременно в присутствии квалифицированных сотрудников МЧС. Так, например, при запуске люсткугелей (этот снаряд, в переводе с немецкого «веселый шарик», взлетает на высоту 100–300 м и там взрывается) из профессиональной мортиры без ведомства Шойгу не обойтись. Бытовая мортира допуска МЧС не требует, но неукоснительное следование правилам безопасности в этом случае — верный способ не обжечься самим и не спалить чего-нибудь рядом. Ведь так не хочется, чтобы волшебный праздник новогоднего фейерверка запомнился чем-то кроме безудержного веселья и озаренных брызгами разноцветного огня улыбок.
При покупке фейерверка убедитесь, что упаковка не повреждена, инструкция составлена на языке страны, в которой продается изделие, продавец имеет сертификаты соответствия и заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы, а срок годности не истек.
При перевозке не встряхивайте, не переворачивайте и не роняйте изделие. Храните в сухих, теплых помещениях (до 30°С).
При запуске обратите внимание на радиус безопасной зоны, указанный в инструкции. Как правило, он составляет не менее 100 м. Запускать фейерверк надо на ровной площадке, свободной от домов, деревьев и линий электропередачи. Снаряд укрепить на земле песком, снегом или кирпичами. Поджечь фитиль вытянутой рукой, не наклоняясь над изделием, и отойти на безопасное расстояние. Если фитиль сгорел, а фейерверк не сработал, подождать 15 минут, а затем опустить его в воду.
Tweet