#Культура

Революция по Спилбергу

2011.12.18 |

Юрий Гладильщиков

 
На вершине горы. Стивену Спилбергу, культовому американскому кинорежиссеру, автору «Челюстей», «Парка юрского периода» и «Списка Шиндлера», — 65. Хочется сказать — всего-то! — учитывая то, как долго он властвует над киномиром
56_490_01.jpg
Кадр из фильма «Инопланетя-нин» стал визитной карточкой Стивена Спилберга

Его судьбу, в прямом соответствии с известным суеверием, отчасти предопределила фамилия. Она немецкая (предки — евреи из Австрии), состоит из двух равно символических частей. Spiel по-немецки — игра, развлечение, но в определенном контексте и дело. Berg — гора. Спилберг стал царем горы (и главой дела) в той сфере индустрии игр и развлечений, которая именуется кинематографом. Состояние Спилберга американский Forbes оценил в 2011 году в $3 млрд. Режиссер-продюсер занимает 117-е место в списке Forbes 400 богатейших людей Америки, точнее, делит его с рядом других денежных мешков, включая небезызвестного Кирка Керкоряна, который тоже отдал должное кинобизнесу и считается едва ли не самым большим дельцом в Лас-Вегасе. Из кинематографистов выше Спилберга только давний друг и компаньон Джордж Лукас (107-е место, $3,2 млрд). (По ходу дела нельзя не умилиться. Какие же они все нищие по сравнению с владельцами наших недр! Притом что всю жизнь пахали и делали реальные деньги.) Был момент на рубеже 1980–1990-х, когда все 10 самых кассовых фильмов в истории кино были сняты либо Спилбергом, либо Лукасом или спродюсированы кем-то из них (а иногда — обоими). Сейчас Спилберг подутратил прежние позиции. Его самый успешный фильм (говорим только о режиссерских работах) «Парк юрского периода» занимает «всего-то» 18-ю строчку в списке самых кассовых фильмов всех времен, «Индиана Джонс-4» — 36-ю, «Инопланетянин», который после выхода в 1982 году больше десяти лет удерживал первую позицию, откатился на 39-е место. Тем не менее и сейчас Спилберг продолжает оставаться самым кассовым режиссером в истории, его фильмы в одном только кинопрокате без учета ТВ, DVD, кабельных сетей и пр. заработали почти $9 млрд.

56_180.jpg
  «Челюсти» — начало
  новой эры Голливуда

Переворот

Про многих режиссеров говорят, что история кино делится на две части: до и после их появления. Зачастую это преувеличение. В случае со Спилбергом — чистая правда. Он совершил революцию — если не в кино как искусстве, то в кино как индустрии. Самое удивительное, что акулой киноиндустрии стал человек по киношным представлениям скромный и правильный. Он был примерным сыном в примерной, многодетной и многоступенчатой, с бабушкой и дедушкой, еврейской семье — и отличался от сверстников лишь тем, что с младых ногтей снимал любительские фильмы на камеру, подаренную отцом, инженером-электронщиком. Теперь он столь же примерный семьянин: у него и его жены, актрисы Кейт Кепшоу, которая снималась в «Индиане Джонсе и Храме судьбы» и ради семьи постепенно свернула кинокарьеру, — семеро детей — трое общих, двое усыновленных-удочеренных, дочь Кепшоу от первого брака и сын Спилберга, тоже от первого брака.

Именно этот человек, который еще и примерный голливудский крестный отец (крестил Дрю Бэрримор и Гвинет Пэлтроу)* * В США принадлежность к другой религии, в случае Спилберга — к иудаизму, ничуть не мешает участвовать в обрядах другой религии: священник может предложить не читать те абзацы из Евангелия, которые противоречат убеждениям крестного. , однажды взял и переделал Голливуд. Вообще-то принято считать, что Голливуд перестроили три человека: Спилберг, Лукас и Коппола. Но Спилберг, конечно, сыграл ведущую роль.

К моменту, когда Спилберг пришел в кино и снял (соответственно в 1971-м и 1974-м в возрасте 25 и 28 лет) свои первые полноценные картины «Дуэль» и «Шугарлендский экспресс», Голливуд все еще пребывал в кризисе. Да, он миновал совсем уже жуткий период с середины 1950-х по середину 1960-х, когда из-за последствий маккартизма и цензурных ограничений, порожденных кодексом Хейса (воспетым недавно нашим премьером), стал убыточным. Но даже знаменитая надпись Hollywood на тамошних холмах проржавела и покосилась, и средств на ее реставрацию не было. Тут-то, в 1975-м, Спилберг и снял «Челюсти».
 

«Челюсти» дали старт эпохе летних мегахитов — с тех пор наиболее потенциально кассовые фильмы выпускаются в Америке, а теперь и у нас именно летом    


 

По законам Форда

Задним числом революция, которую совершил Спилберг, вызывает ужас. Хочется задаться вопросом: этот добряк с аккуратной бородкой и вечно милой улыбкой, этот киношный Санта-Клаус, которого мы знаем как Спилберга, стал для Голливуда и кинематографа в целом олицетворением Добра (которое он неизменно отстаивает в своих картинах) или все-таки Зла? Вспомним, чем был Голливуд 70-х. Там творили настоящее, возможно, самое актуальное на тот момент в мире кино. Кубрик, Малик, Пекинпа… всех не перечислить. Того Голливуда больше нет. Он стал коммерческим, конвейерным, стал фабрикой не грез, а больших сверхприбыльных хитов, которые штампуются по шаблону. Но переворот в Голливуде все равно кто-нибудь да совершил бы. И утешимся хотя бы тем, что осуществил его человек безусловно талантливый.

«Челюсти» ознаменовали начало эпохи блокбастеров (у нас до сих пор даже некоторые продюсеры уверены в том, что блокбастер — это жанр. Между тем по американским понятиям блокбастер, то бишь мощная авиабомба, это фильм, собравший в прокате более $100 млн. На момент возникновения термина сумма колоссальная). С «Челюстей» началась и эпоха летних мегахитов — с тех пор наиболее потенциально кассовые фильмы выпускаются в Америке, а теперь и у нас именно летом. И они же стали первой крупной франшизой. Дурацкий термин, который в конечном счете означает эксплуатацию некоего популярного сюжета и популярных героев, выжимание их до нитки: в случае кино — создание сиквелов-продолжений, приквелов-прелюдий, ремейков-переделок, компьютерных игр на основе фильмов и фильмов на основе компьютерных игр. Продолжения и ремейки в Голливуде делали и раньше, но не в таких коммерческих масштабах.

Наконец, «Челюсти» сформировали новое финансовое отношение к кино, которое можно обозначить так: «больше вложений, меньше рисков». В конечном счете творческим процессом в Голливуде (по поводу чего возмущались и Джек Николсон, и Аль Пачино) стали заправлять даже не продюсеры, а банки, выдающие ссуду на съемки. Они стали вмешиваться в сценарии, в процесс подбора актеров. В результате Голливуд предпочел делать ставку на те проекты, в случае которых публике все заранее ясно, и она на них гарантированно клюнет.
56_490_03.jpg
«Парк юрского периода» явил миру новые компьютерные технологии

Слово адвоката

При этом Спилберг — отдадим должное — сформировал ряд других принципов, на которых зиждется современное коммерческое кино. Доброта, политкорректность: его «Близкие контакты третьей степени», «Инопланетянин», а потом и «Искусственный интеллект» — до сих пор образцы уважения к самым что ни на есть чужим и непонятным. Отсутствие натурализма, крови, реального насилия (они потом возникнут у Спилберга в «Списке Шиндлера» и «Спасти рядового Райана»), во всех «Индианах Джонсах» — насилие детское, смешное, нафантазированное. Чего стоит одно только выражение лица Харрисона Форда, когда он регулярно получает по морде. Потом эту идею несерьезного и ненатурального насилия подхватит Люк Бессон в «Пятом элементе», в «Такси».
56_490_02.jpg
«Список Шиндлера» — самая личная картина Спилберга

And Oscar goes

Слабым звеном Спилберга всегда оставался «Оскар». Ему его хотелось. Чувствуется, он комплексовал из-за того, что его считают «немного детским» режиссером. Ему хотелось серьезного официального признания. С «Оскаром» не заладилось. С «Оскаром» вообще иногда смертельно не везет: великий Скорсезе, который в режиссуре фигура все-таки более важная, получил свой первый «Оскар» за лучший фильм года лишь недавно — за далеко не топовую ленту «Отступники». А до того его прокатывали год за годом, иногда оскорбительно.

Фильмы Спилберга выдвигали. «Челюсти» получили сразу три «Оскара», но второстепенных. «Инопланетянин» — уже четыре, но тоже не тех. А хотелось главных. В какой-то момент наряду с коммерческими хитами Спилберг стал делать картины специально для «Оскара». Но добился лишь того, что его «Цвета пурпура» про тяжелую жизнь афроамериканцев в начале прошлого века установили «оскаровский» антирекорд: одиннадцать номинаций — и ни одной статуэтки. А «Империя солнца» (фильм по роману Джеймса Балларда про японскую оккупацию Китая глазами английского мальчика), тоже оскорбленная «Оскаром» (шесть номинаций — и ни одной статуэтки), стала его первым финансовым провалом.

После этого Спилберг, кажется, задумался, как правильно выстроить «оскаровскую» стратегию. В 1993-м он выстрелил двумя сильными картинами: «Парком юрского периода», который в итоге стал его самым кассовым фильмом и явил миру новые компьютерные технологии (динозавры выглядели как живые), и «Списком Шиндлера». «Список Шиндлера» — картина грандиозная. Но и этот успех Спилберг рассчитал: он уже не доверял оскаровской академии. Ему хотелось ткнуть ее в «Список» носом — а тут-то и требовался суперуспех «Парка».

В итоге свои «Оскары» Спилберг получил. И заслуженно. «Список Шиндлера» (он основан на реальной истории), в котором немецкий промышленник спасает из Освенцима более тысячи обреченных на казнь евреев под видом того, что они необходимы как мастера на его работающей на рейх фабрике, — не просто очень сильная картина. Это еще и самый личный фильм Спилберга. Есть версия, и с ней можно согласиться, что именно во время работы над этим фильмом — а Спилберг оттачивал замысел чуть ли не 10 лет — он впервые по-настоящему ощутил себя не только правоверным американцем, каковым оставался всегда, но и евреем. Он осознал ответственность за судьбу и историю народа, к которому принадлежит. Не зря он не взял за работу над фильмом ни цента (сказав, что это будут кровавые деньги). И основал на огромные средства, вырученные от фильма, фонд «Шоа» (Холокост), который накапливает видеосвидетельства о геноциде в разных странах, для чего на территории Universal Studios создан специальный компьютерный зал, чтобы рассказы людей (а многие из них жили или живут в Белоруссии, на Украине и в России) о кошмаре Холокоста навсегда сохранились в истории человечества. А затем спродюсировал и документальный фильм о Катастрофе.
 

Он не взял за «Список Шиндлера» ни цента, сказав, что это будут кровавые деньги. Зато на огромные средства, которые выручил фильм, основал фонд «Шоа» (Холокост)    


 

Сейчас и теперь

1993-й и начало 1994-го (когда и вручались «Оскары» за «Шиндлера») стали пиком карьеры для 47-летнего на тот момент Спилберга. Дальше ему, похоже, стало чуточку скучно. Картина «Спасти рядового Райана» принесла ему второй «Оскар» за режиссуру, но не главный — за лучший фильм года, что Спилберга явно разочаровало. Он продолжает снимать громкие фильмы. В 2000-е сделал «Искусственный разум», «Терминал», «Войну миров», «Мюнхен», четвертого «Индиану Джонса», попробовал себя в анимации («Приключения Тинтина») и вновь замахивается на «Оскара» (фильм «Боевой конь» о Первой мировой и дружбе человека с лошадью выйдет на днях).

Но он понимает, что его начинают обходить, причем те, кто использовал его кинотехнологии и киноидеологию. И не только Джеймс Кэмерон и Питер Джексон. И понимает, что для киноманов нового поколения он уже фигура не безусловная.




Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share