На Берлин! Наши соотечественники не сумели попасть в конкурс крупнейшего зимнего фестиваля в Европе. Однако если внимательно рассмотреть программу Берлинале-2008, в ней несложно обнаружить «русский след»
В этом сезоне мир заговорил о возрождении моды на русское кино. В Каннах нашумели — каждый посвоему — драма Андрея Звягинцева «Изгнание», исповедальная «Александра» Александра Сокурова и документальный фильм об убийстве Литвиненко. В Венеции много говорили о «Грузе 200» Алексея Балабанова и «Отрыве» — Александра Миндадзе, а конкурсант Никита Михалков привез на родину специального «Золотого льва» за картину «12». «Оскаровский» расклад красноречив: номинации получили тот же Михалков, Сергей Бодров с «Монголом» да еще аниматор Александр Петров с мультиком «Моя любовь». Впору обвинить Берлинале в пристрастности и, как сейчас принято это называть, «русофобии»: ведь в конкурсе русские не представлены. Однако торопиться не стоит. Во-первых, отсутствие русских в конкурсе — своего рода недоразумение: по чисто техническим причинам в программу не вошел фильм Александра Прошкина «Живи и помни», который понравился отборщикам. Во-вторых, остальные программы Берлинале полны русских имен.
Богаче всего представлена анимация: в программах короткометражек и «Поколение» (мини-фестиваль детского кино) покажут аж пять различных фильмов, преимущественно из проекта «Гора самоцветов», замеченного Берлином еще в прошлом году. В «Панораме» (программа номер два после конкурса) всего один русский фильм, но это фильм открытия — «Русалка». Романтической черноморскомосковской сказке, созданной по мотивам Г.Х. Андерсена, составит пару еще одна, не в пример более мрачная. Питерская «Нирвана» поставлена одаренным дебютантом Игорем Волошиным, а главную роль (уже не провинциальной девочки со странностями, но брутальной дивы) сыграла та же актриса, что и в «Русалке», — Мария Шалаева. Эта картина вошла в программу «Форума», где традиционно находит приют большинство дебютантов Берлинале. А наиболее именитый россиянин в Берлине — продюсер Александр Роднянский, вошедший в состав основного жюри. Глава «СТС Медиа» не удовлетворится миссией верховного судии, он найдет время продолжить традицию, начатую Константином Эрнстом. Тот презентовал на Берлинале сперва «Ночной», а затем «Дневной дозор», а Роднянский покажет на кинорынке первую десятиминутную нарезку из самого амбициозного и дорогого (бюджет — свыше 35 млн долларов) проекта новейшего российского кино. Двухчастную фантастическую сагу «Обитаемый остров» по мотивам романа братьев Стругацких снял, а теперь монтирует Федор Бондарчук. В главных ролях молодежь, во второстепенных — весь цвет нынешнего отечественного кино, от Алексея Серебрякова до Сергея Гармаша. Последний, кстати, на экранах Берлинале тоже появится, ведь он сыграл единственного порядочного русского в самом ожидаемом фильме внеконкурсной программы — «Катыни» Анджея Вайды.