Прививка Вудстока. Исполнилось 40 лет рок-фестивалю, получившему название в честь американского местечка Вудсток. Одни считают, что он завершил эпоху хиппи, другие — что стал кульминацией сексуальной и наркотической революций в западном мире, третьи — что это был апофеоз прорыва к свободе того поколения, которое сегодня во многих странах находится у власти. Последнее до сих пор актуально и для нас, и для всего мира. В связях прошлого и настоящего разбирался New Times
Вообще-то Вудстокский фестиваль (точнее — «Вудстокская музыкальная и художественная ярмарка», «Woodstock Music & Art Fair») проходил в 40 милях от ставшего всемирно знаменитым места, на ферме Сэма Ясгура в городке Бетел в графстве Салливан штата Нью-Йорк. Просто в окрестностях самого Вудстока не оказалось подходящей по размерам площадки — на фестиваль, в котором принял участие 31 музыкальный коллектив, прибыло, по разным подсчетам, от 450 до 500 тысяч зрителей включая 1500 журналистов.
Порядок хаоса
С 15 по 17 августа 1969 года перед ними выступили самые передовые на тот момент музыканты, включая ставших легендами The Who, Creedence Clearwater Revival, Jefferson Airplane, Grateful Dead, Crosby, Stills, Nash &Young, Равим Шанкара, Дженис Джоплин, Джо Кокера, Карлоса Сантану и спустившегося на сцену с вертолета по веревочной лестнице фантастического гитариста Джимми Хендрикса.
В отличие от последующих, фестиваль 1969 года был бесплатным и потому абсолютно убыточным¸ поскольку организаторы не успели возвести забор вокруг поля к приезду первых десятков тысяч гостей, которые стали появляться вблизи Вудстока еще за неделю до начала мероприятия. Кроме музыки, его сопровождали демонстрации всевозможных мистических духовных практик (в первую очередь индейских и индийских), пропаганда различных радикальных политических теорий, а также повсеместное распространение марихуаны, LSD и растительных галлюциногенов. Несмотря на это, от передозировки наркотиками умерли всего три человека, не произошло даже ни одной драки (за исключением стычки на сцене между музыкантом Питом Таушендом и радикальным политическим деятелем Эбби Хоффманом). Ну а кражи и другие мелкие преступления оказались полностью в тени воплотившегося в реальности лозунга Sex, drugs & rock’roll.
Сегодня на месте молодежного «отрыва» 1969-го года расположена помпезная мемориальная плита, а сам Вудсток давно превратился в место паломничества и для последователей хиппи, и для рокеров, и для многих, кто ищет «настоящей», иной, а не попсовой культуры. Но юбилейные фестивали в 1979, 1989, 1995 и 1999 годах не обладали и тенью той уникальной атмосферы миролюбия, духовного единства и прорыва к новому сознанию с помощью прежде всего музыки, чем отличился их прародитель. «Напиться до поpосячьего визга так, чтобы было все pавно, под кого дpыгать конечностями — вот и весь совpеменный Вудсток», — заметила после фестиваля 1999 года поэтесса Маргарита Пушкина.
Побег к свободе
То, что Вудсток-69 представлял собой нечто гораздо большее, чем массовое сборище хиппи и наркоманов, стало ясно почти сразу же. Немедленно после его завершения в американской, да и вообще западной культуре возник миф об идеальном Вудстоке — месте, где в разгар вьетнамской войны, межрасовых, социальных и межпоколенческих противоречий родилась «нация нового духа», совершившая пока что последнюю в человеческой истории ненасильственную культурную и мировоззренческую революцию. Из Вудстока якобы вышел весь постиндустриальный мир, поскольку именно его непосредственные и отдаленные участники изобрели и интернет, и либеральную экономику, поставили в центр внимания цивилизации развитие демократии и прав человека, в конечном счете, победили в холодной войне и дали Френсису Фукуяме право некоторое время говорить о конце истории.
Разумеется, все это мифы, хотя при ближайшем рассмотрении значение события 40-летней давности для мира нынешнего все же трудно переоценить. Контркультура 60-х, как и контрполитика, достигшая наивысшего расцвета на студенческих баррикадах в Париже в мае 1968-го и отправившая в отставку харизматика из харизматиков — генерала де Голля, действительно во многом сформировала современную версию цивилизации. Это было действительно движение масс, существенно обновившее и западную государственную систему, и систему ценностей западного человека. Правда, главная цель —победа над обществом потребления — достигнута не была, это самое общество благополучно переварило и бунтарские идеи битников, и пацифистский и любвеобильный протест хиппи, и секс с наркотиками и рок-н-роллом, превратив их в конечном счете всего лишь в товары.
Однако прививка Вудстока, которая была сделана западному миру, не прошла бесследно. Усвоив ценности 1969-го года, главными из которых были свобода, толерантность, стремление к новому и восприимчивость ко всему непохожему, цивилизация во второй половине ХХ века необратимо изменилась. Не случайно идеи Вудстока и его музыка в СССР приравнивались к идеологической диверсии. Потому что от них всего один шаг до запрещенного советской властью многомыслия и права человека быть таким, каким он хочет, а не таким, каким хочет видеть его власть. Два эти вудстокских посыла сумели пережить «совок», а на примере краха советской системы в конце в 1980-х—1990-х годах доказали, что свобода и лучше, и сильнее несвободы.
Проблема России в том, что у нас это до сих понимают немногие, а «нация Вудстока» (при всем уважении к немногочисленным хиппи застойных времен) только нарождается. Это подтверждают, в частности, последние , еще не опубликованные исследования Фонда «Общественное мнение». По данным ФОМа, сегодня до 20% молодых (до 26 лет) ставят во главу угла свободу, поиск нового и творчество. Карьера для них важна не как способ «делать деньги», а как возможность раскрыть свои способности. Это главные отличительные черты западного поколения 60-х, проросшие спустя 40 лет после Вудстока на российской почве. Остается надеяться, что и у нас будущее — за ними.