#Культура

#Суд и тюрьма

Наследник Вэна Клайберна

2009.08.13 |

Дусаев Олег

Пианист Барри Дуглас — The New Times

Известный ирландский пианист Барри Дуглас, карьера которого началась благодаря победе на конкурсе Чайковского, дал в Москве два концерта. И интервью The New Times

Вы первый иностранный пианист после Вэна Клайберна, который стал победителем на конкурсе Чайковского. Иногда говорят, что победа Клайберна — это был некий политический акт. А ваша победа? Вы действительно заслужили ее талантом или политика тоже вмешалась каким-то образом в это решение?

Ну если честно, я не знаю… (Смеется.) Во-первых, меня по объективным причинам не было на конкурсе, когда выиграл Вэн Клайберн1 , и я, естественно, не слышал там ни одного пианиста. Во-вторых, я не слышал ни одного пианиста помимо себя и в тот год, когда я выиграл. А в-третьих, чтобы выяснить это, нам надо будет спросить обе комиссии, и чтобы они были честны к тому же. Чтобы они раскрыли тайну. Мне почему-то так видится этот вопрос: на всех крупных конкурсах — как в то время, так и в наше — политика вмешивается. Есть место здесь и слухам, и сплетням, и коррупции, поэтому я не знаю, насколько моя премия была обусловлена политическими моментами.

Все-таки раньше музыкальные конкурсы были более честными, чем теперь. Как вы оцениваете сегодняшние состязания? Действительно ли это коррупция?

Мне пришлось недавно быть членом одного жюри, и я могу вам сказать, что никакой коррупции не было. Мы говорили очень открыто и откровенно друг с другом, и поэтому я уверен, что есть такие жюри, в которых этому нет места. Проблема в другом: каждый музыкант — это индивидуальность, в жюри сидят тоже живые люди. А они судят субъективно. И нельзя от них ожидать полного соответствия тому, что собой представляет артист. Еще Артур Рубинштейн2 в свое время говорил, что, будучи членом жюри, он либо ставил десятку, либо ноль, потому что речь идет о том, либо ты играешь на рояле и умеешь играть, либо нет.

В нашей стране профессия музыканта становится все менее популярной. А как в Великобритании?

Прежде всего хочу сказать, что вы повторяете ошибку, которая преследует меня уже 23 года. Я не являюсь гражданином Великобритании. Мои родители из Южной Ирландии, я из Северной. Для меня нет вопроса, какая это Ирландия, главное, что я родился в Ирландии и я ирландец. У меня камерный оркестр, которым я руковожу. И я верю в объединенную Ирландию. И неважно, где я живу после этого и куда езжу. Главное, что я ирландец, а не британец, и это уже долгие годы — ошибка многих агентств. Теперь к сути вашего вопроса. На мой взгляд, речь идет здесь все-таки о том, что тебе нравится. Если музыка — это твоя страсть и ты не можешь без этого жить, то ты не думаешь о том, что ты заработаешь — тысячу долларов или тысячу евро. А ты просто этим занимаешься, потому что без этого жизнь превращается в еду, сон, опять в еду и сон, а потом в смерть. Безусловно, музыкальная профессия, как в общем-то и любая профессия в искусстве, знает свои взлеты и падения. И это циклическая вещь, и так не только в России, так и в Ирландии, и во Франции, где я жил.

Вам, вероятно, необходимо кормить не только себя, но и ваших близких. Неужели вы можете так непрактично подходить к вопросу зарабатывания денег?

Безусловно, каждый из нас должен заработать денег, должен купить себе квартиру и поддерживать своих родных и близких. Но в то же время, если вы вторгаетесь, скажем так, в профессию музыканта с мыслью о том, что вы будете зарабатывать, то это суживает, ограничивает ваш внутренний мир и не дает вам глубоко проникнуть в музыку. То же самое происходит в отношениях. Если вы сходитесь с человеком, думая о его связях или деньгах, это уже будут отношения, основанные исключительно на интересе, не относящемся к человеческому сердцу.

Некоторые маститые музыканты считают, что музыка закончилась. Бах, Бетховен, Моцарт, Чайковский — все они умерли, и ничего столь же великого больше не создается...

Я с ними совершенно не согласен. Это уже прошло, по крайней мере в Ирландии. Здесь появилась новая поросль драматургов, писателей, художников, музыкантов, которые пишут музыку, создают пьесы. И я считаю, что такая вещь, как рождение талантов и все остальное, — это тоже циклическая вещь и тоже знает свои падения и взлеты. Благодаря тому, что Британия начала вторгаться в Ирландию, делая обязательным английский язык, его изучение, вводя свои нравы и порядки, ирландское искусство начало процветать. А возникло бы это без вмешательства Англии? Возможно, возникло бы, но уже, наверное, совсем в других каких-то рамках... Я не собираюсь говорить об этом тянущемся уже 500 лет конфликте между Ирландией и Англией... В культурном смысле я вообще не хочу рассматривать их отдельно, как не хочу рассматривать отдельно Германию или Францию. Все смешалось, мир смешивается, я считаю, это нормально, что все переезжают и живут там, где хотят.

Барри Дуглас завоевал мировую известность после триумфальной победы на Международном конкурсе им. П.И. Чайковского в Москве (1986). В сентябре 2002 года Б. Дуглас исполнил в Варшаве концерт К. Пендерецкого «Воскресение» (мировая премьера) по личной просьбе композитора.
В 1999 году Б. Дуглас основал, как дирижер, «Ирландскую камерату» — камерный оркестр, который объединил лучших музыкантов Южной и Северной Ирландии. Барри Дуглас — художественный руководитель международного фортепианного фестиваля в Бриджуотер-холле в Манчестере, с 2004 г. — Клендебойского музыкального фестиваля. Пианист награжден орденом Британской империи «За служение музыке» (2002). Дуглас выступал с ведущими оркестрами мира, сотрудничал с дирижерами Л. Маазелем, К. Дэвисом, К. Мазуром, К. Рицци, Л. Слаткиным, В. Ашкенази, Ю. Темиркановым, М. Янсонсом, П. Ярви.
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share