«Правды об истории все равно никто не знает». В российский прокат выходит исторический фильм «Еще одна из рода Болейн» режиссера Джастина Чедвика. Картина посвящена судьбе Анны Болейн, второй и, наверное, самой знаменитой из жен английского короля Генриха VIII, и ее сестры Мэри, также попавшей в сферу любовных интересов монарха. Исполнительница роли Анны Болейн голливудская звезда Натали Портман рассказала The New Times о работе над новым фильмом
Когда две главные роли в фильме играют такие «звездные» актрисы, как Натали Портман и Скарлетт Йоханссон, можно ожидать ревности, конкуренции — тем более что по сюжету вы соперничаете за любовь короля. Как складывались между вами отношения на площадке?
Поскольку мы почти ровесницы, то мыслим похожими категориями, и нам было легко найти общий язык. Но в то же время мы очень разные, и это, думаю, уберегло нас от любой конкуренции. Я хотела, чтобы моя роль удалась, но не меньшего успеха желала и Скарлетт. По-моему, она чувствует то же самое.
А не было у вас возможности поменяться ролями? Чье решение, кто какую из сестер будет играть?
Дело в том, что я раньше подключилась к проекту и выбрала роль Анны, потому что она показалась для меня совершенно новой. Я такого прежде не играла — для меня это творческий вызов. Так что, наверное, Скарлетт уже сразу предложили сыграть Мэри, поскольку другая роль была уже за мной.
Тяга к власти
В «Еще одной из рода Болейн» на вас такие тесные платья, каково было дышать и двигаться в корсете?
Это дисциплинирует. Другая походка, осанка. Ощущаешь себя величественной женщиной: как раз то, что нужно для роли. Платье, конечно, не очень удобное, но все-таки в кино корсеты не такие тесные, как на самом деле были в ту эпоху. Наши посвободнее.
Анна Болейн у вас вышла такая гордячка, прямо предвестница феминизма. Хотя и семья, и патриархальное общество оказывали на нее сильное давление.
Да, в чем-то вы правы. Наверное, в то время мужское превосходство проявлялось ярче, чем сейчас. Как в фильме — женщину просто выгоняют из комнаты, когда у мужчин назревает серьезный разговор. Но это не ушло совсем из жизни, и не сказать чтобы такая ситуация была мне вовсе не знакома. Что же касается феминизма, пожалуй, Анне и впрямь хотелось побороться за права женщин, но в то же время она остается вполне типичной представительницей своей эпохи. Она обнаруживает тягу к власти, она хочет стать королевой. Она не может не прислушиваться к тому, что говорят окружающие, но и бунтует против того, что навязывает ей семья.
Меня не стесняются судить
Вам, похоже, удается оставаться собой, несмотря на популярность, сохранять стойкость, выживать в кинобизнесе? Да уж, это та еще борьба. Вечно появляются рецензии, проверяющие твой дух на прочность (смеется). Бывает, статья вовсе и не ругательная, а все равно огорчаешься: выложилась в роли по полной, а оценили твою работу всего одной строкой. Причем я же понимаю: вы, критики, смотрите по нескольку фильмов в неделю, а то и в день, и про каждый надо написать. Что значит один фильм в общем ряду? Ничего. А для меня он — целый кусок жизни.
Ну вы уж простите нас, журналистов...
Ну ладно, рецензии — далеко не самая худшая вещь на свете. Важно, что я занимаюсь любимым делом. Но поскольку я не в коме нахожусь, я по-человечески переживаю, когда меня пинают и говорят, что я что-то не так сделала. И вообще, об актерах ведь чего только не напишут! Приходится отгораживаться от всего этого, воображаемую стену строить (показывает руками, как отгораживаться стеной). У людей о вас свое представление, и раз вы знаменитость, то вас не стесняются судить и говорить много такого, чего просто незнакомому человеку сказать бы не осмелились.
И когда вы начали строить эту стену, на «Звездных войнах»?
Думаю, раньше. Когда про меня впервые написала «Нью-Йорк таймс», после «Леона», мне было 12 лет. Само упоминание в этой газете для моей семьи было чем-то потрясающим, но что там было написано? Сейчас уже точно не помню, но что-то по-настоящему злобное. В 12 лет, во всяком случае, по мне та рецензия очень больно ударила. И в Америке, кстати, фильм так и не стал хитом. Сегодня это смешно звучит, те плохие рецензии давно забыты, люди стали больше себе доверять в вопросе, нравится ли им фильм и актер.
Полезно быть гибкой
По-моему, вас все больше хвалят, даже если это такая похвала, как после фильма «V значит Вендетта», когда все восхищались вашим бритым черепом. Мне, правда, и самой нравилась бритая голова! Труднее оказалось потом ждать, пока волосы снова отрастут. Теперь-то они, кажется, еще длиннее, чем раньше. А в промежутке, с короткими волосами, я выглядела не очень привлекательно, на мальчишку была похожа.
Вы любите идти на риск в профессии?
По-моему, всегда полезно быть гибкой, открытой новым идеям, новым опытам. Нет, разумеется, хорошо иметь какие-то твердые принципы, ценности, но не надо бояться того, чтобы подвергать эти ценности сомнению, понимаете?
А то, что вы играете в «Болейн» историческую личность, а не вымышленный персонаж, накладывает на вас какие-то ограничения?
Ответственность я ощущала, поэтому провела все, какие возможно, изыскания, книжки прочла. Но все равно история во многом — тот же фикшн. И любую историю можно рассказать заново. И твое личное мнение об исторической личности тоже очень важно. Это моя, то есть наша общая версия характера. А правды все равно никто не знает.