«Везти выставку в Грузию просто неприлично». В галерее «Дом Нащокина» открывается выставка «Отар Иоселиани», где будут показаны раскадровки к фильмам знаменитого режиссера. Перед открытием экспозиции автор «Пасторали», «Охоты на бабочек», «Фаворитов Луны» и «Жил певчий дрозд» дал интервью The New Times
Отар Иоселиани — Сергею Грацианскому
Что вас навело на мысль о необходимости собственной выставки?
Это была не моя идея. Знакомые из галереи «Дом Нащокина» однажды увидели раскадровки моих фильмов и предложили сделать выставку. А я подумал, что для моих молодых коллег будет поучительно познакомиться с одним из методов работы в кино. Подчеркиваю, одним из, потому что Довженко, например, рисовал лишь отдаленные образы того, что собирался снимать. Чудные зарисовки делал Эйзенштейн: они сами по себе являются отражением гигантского изобразительного таланта, которым он обладал. Жак Тати вообще не рисовал, а приходил на площадку и мучил всех из-за того, что у него еще ничего не было придумано.
То есть выставка скорее предназначена профессионалам, нежели широкому зрителю?
Вы думаете, что мои коллеги отличаются от обычных людей каким-то особым знанием? А вообще всем без исключения любопытно, как делается кино. Тем более что рисунки сами по себе забавные, так что, я думаю, это будет зрелище полезное и развлекательное одновременно. А если параллельно с выставкой будут показывать эпизоды из фильмов, то будет просто замечательно, потому что зритель сможет сравнить, с чего все начиналось и чем закончилось. Разница, кстати говоря, невелика. У меня на экране все, как на картинке. Я стараюсь все продумать заранее, чтобы потом как можно быстрее снимать и не терзать бездельем свою группу. Обычно мы укладываемся в 6–8 недель. По существующим в кинематографе нормам это довольно быстро.
Завихрение в головах
А сколько времени уходит на раскадровку?
Месяца полтора интенсивной работы.
Рисовать вы начали во ВГИКе?
Я всю жизнь рисую. Но то, что я рисую для себя, на выставку не несу. Ни к своим рисункам, ни к музыке, которую я сочиняю, я не отношусь серьезно. Для меня это просто отдохновение от трудов. А вот Володя Войнович стал вдруг художником, причем замечательным, и даже сделал выставку своих картин. Он пишет маслом и очень этим развлекается.
За прошедшие полвека технологии в кино сделали гигантский шаг вперед. Вы свои фильмы снимаете так же, как и в начале карьеры? Или прогресс все-таки оказал на вас влияние?
Георгий Шенгелая, Сергей Параджанов и Отар Иоселиани. Начало 80-х, Тбилиси |
Был у меня приятель, замечательный режиссер Григорий Чухрай. Мы с ним как-то раз задумались о том, как бы сделать так, чтобы можно было снимать кино быстрее. Потом он уехал в командировку и привез мне итальянские раскадровки. Автора звали, кажется, Моничелли. Так вот он рисовал кадрик, а рядом с ним схему, куда движутся камера и актеры. Я усовершенствовал его идею: у меня вверху листа нарисованы сразу несколько кадров, а внизу — общая схема. Мне так удобнее, потому что я привык снимать очень длинными кусками по 2–3 минуты. Иногда бывает, что сцена длится 7–10 минут, и чтобы снять ее одним дублем, как раз и нужны подробные раскадровки. Никаких других способов ускорить процесс съемок я не знаю.
А мысли отвезти выставку в Грузию у вас нет?
В Грузии, ребята, происходит что-то такое, что им сейчас не до кино. Просто неприлично возить туда выставку, во всяком случае, в такой момент. Вот пройдут выборы,1 посмотрим, может быть, все успокоится.
Когда вы последний раз были в Тбилиси?
Месяца три назад. Да знаю я все, что там происходит! Но вы посмотрите вокруг: что творится в Белоруссии, на Украине, что творится в России? Какое-то завихрение в головах. Те же самолеты, которые чуть ли не год не летали из Москвы в Тбилиси и обратно. Это, видимо, было попыткой отомстить, но никакой мести не получилось. Все, кому надо, прекрасно летали через Турцию или через Киев. Пострадали только простые люди, которые тут вообще ни при чем. Визовый режим, неприятный, зачем-то ввели. Грузинского вина вас лишили. Хотя пострадали тоже лишь те, кто покупал вино в магазинах. А я как-то был в Москве в грузинском ресторане, так там подавали вино в бутылках без этикеток. В другом месте подавали вино в графинах… Но я надеюсь, что рано или поздно все утрясется.
Бомба на Кавказе
У вас есть грузинское гражданство, вы в выборах президента участвовали?
Отар Иоселиани с Федерико Феллини на Венецианском фестивале 1992 года |
Нет, но очень внимательно за ними следил. Очень похоже на Чечню, где за «Единую Россию» проголосовали 102% избирателей. Смешно же. Я думаю, что все это постсоветские игры. Не научились еще наши политики нормально завоевывать власть, отдавать ее, выборы проводить. Недавно во Франции выбирали депутатов в городские мэрии, так все было очень просто: у каждого есть карта избирателя, куда ставится печать, потом карту сверяют с паспортом, и человек идет голосовать. Все, никаких проблем. А в Грузии опрыскивали руки какой-то радиоактивной жидкостью, чтобы никто второй раз не мог проголосовать, и все равно все, кому надо, по четыре-пять раз проголосовали. Можно обойтись без этих сложностей и просто бросить бюллетени после закрытия участка.
Конечно, именно так все и происходит. Причем даже во Франции, где на президентских выборах тоже был скандал.
Чем похожи выборы в России и в Грузии, а чем они отличаются?
Похожи тем, что и те, и другие подделаны. Но в Грузии существует мощная оппозиция, и не все предопределено заранее, поэтому Саакашвили на выборах натянул себе всего лишь 53% голосов, а не 70%. Если вы наблюдали за тем, что происходило в Тбилиси, то могли заметить, что это была не та толпа, которая выходила на площадь при Гамсахурдиа. Это были очень серьезные, приличные люди.
После провозглашения независимости Косово снова пошли разговоры о возможном отделении Абхазии и Южной Осетии. Что вы об этом думаете?
Бомба на Кавказе российскими правителями была заложена очень давно. Но Сталин ее усовершенствовал, разделив Грузию на районы и превратив их в автономные республики. Потом Орджоникидзе подарил России Сочи, еще часть отошла Азербайджану, и в результате эти районы стали забывать о том, что когда-то они были просто Грузией. Все это были проекты, разработанные в лабораториях КГБ. Непонятно ведь, как могла Абхазия, население которой вместе с женщинами, стариками и детьми составляет 70 тысяч человек (примерно столько помещается на стадионе), укомплектовать целую армию артиллеристами, танкистами и летчиками и держать фронт протяженностью 160 километров. Так что все в руках российской администрации. Захотят сделать второе Косово — сделают. Кажется, все это называется «лабораторией дальних предвидений», но разве мы, простые смертные, можем в этом разобраться?
Останутся руины
Давайте поговорим о вашем новом проекте «Дилетанты». О чем будет фильм?
Это картина о том, как молодые оптимисты захотели благоустроиться, зажить счастливо и богато. Они стали врать, воровать, предавать, построили себе шикарные дома, обзавелись роскошными автомобилями и прекрасными домами, но вдруг настала беда, и от домов остались руины. Вот такую назидательную притчу хочу снять, потому что все эти безобразники думают, что они на этом свете вечны и все, что их окружает, тоже вечно. Они творят бог знает что, а жизнь проходит и в итоге ничего не остается. Рим пал, Пелопоннес разрушился, а что, его подмосковная дача будет стоять всегда? Нет, от нее рано или поздно останутся развалины, которые зарастут мхом. Вот такая будет картина.
Вы скептически относитесь к молодому поколению.
Это не поколение. Это остатки советской элиты, которая распределила кусок пирога. А народ у нас по-прежнему беден и несчастен, отсюда и демонстрации в Грузии.
В России таких массовых демонстраций нет.
В России сейчас активно зреет идея восстановления империи, а как следствие — подавление, устрашение людей, введение драконовских методов управления государством. Мой товарищ Витя вышел на улицу и, увидев, что идет дождь, сказал: «Что хотят, то и делают!»
Вы снимаете кино во Франции, на деньги французских продюсеров. Им интересна картина, явно ориентированная на постсоветское пространство?
Нет, такое безобразие происходит повсюду. Даже на том берегу океана. А деньги я, между прочим, беру не только во Франции. Например, мою предыдущую картину «Сады осенью» на 30% финансировала Россия, я надеюсь, что в «Дилетантах» тоже будут российские деньги, но все пока что непонятно.
Федеральное агентство по культуре и кинематографии теперь проводит конкурсы сценариев. Раньше все решалось на коллегии, а сейчас надо с кем-то там конкурировать. Не знаю, сколько-нибудь, наверное, все-таки дадут... Но немного.
Фильмография
1958 — Акварель
1959 — Саповнела
1962 — Апрель
1966 — Листопад
1970 — Жил певчий дрозд
1976 — Пастораль
1984 — Фавориты Луны
1989 — И стал свет
1992 — Охота на бабочек
1996 — Разбойники. Глава VII
1999 — In vino veritas!
2002 — Утро понедельника
2006 — Сады осенью
_____________
1 Парламентские выборы в Грузии пройдут 21 мая 2008 года.