#Культура

#Суд и тюрьма

Срывание всех масок. «Золотых»

2009.07.01 |

Бартошевич Алексей

Акт справедливости. На завершившемся в Москве фестивале «Золотая маска» победителем в номинации «Драматический спектакль большой формы» стала «Жизнь и судьба» по роману Василия Гроссмана в постановке Льва Додина. О спектакле специально для The New Times написал председатель жюри фестиваля

Додинская «Жизнь и судьба» — нечто большее, чем только сценическое произведение, пусть даже крупного художественного масштаба. Это спектакль–событие в нашем общественном сознании. Как выразился один из членов нашего жюри, это — спектакль–поступок. Именно теперь, когда слышатся голоса, призывающие забыть трагические времена нашей истории, когда нас начинают уверять, что Сталин был не так уж плох, что он и его сподвижники были строителями национального величия России, что разговоры о Большом терроре — не более чем интеллигентская истерика, Додин и его театр обращают нас к нашей исторической памяти. И не надо уверять нас, что это прошлое стало фактом древней истории и не имеет к нам, сегодняшним, ни малейшего отношения. Теперь, когда ксенофобия выходит на улицы Петербурга (и только ли его), ставя власти страны перед очень серьезными проблемами, Малый драматический театр заставляет нас вспомнить о националистическом безумии, которым были одержимы тоталитарные империи ХХ века.

Все это не значит, что додинский спектакль — публицистический манифест. В его мощной и точной режиссерской композиции, в строгих и классически ясных линиях его мизансцен не только отражена трагическая логика исторических судеб, но и прочерчены линии человеческих историй, жизни людей, попавших в страшный переплет большой истории. Вы не можете забыть тихий голос и печальную мудрость матери, пишущей сыну прощальное письмо из гетто накануне казни, — ее несломленное достоинство с замечательной силой и простотой передано Татьяной Шестаковой.

История ее сына, талантливого ученого, который сумел выдержать политические преследования, но не смог противостоять соблазну верховной ласки и должен был расплатиться самопредательством и саморазрушением, — без сомнения, лучшие — главы художественно очень неровного романа. И они становятся лучшими сценами спектакля.

Спектакль Додина говорит о трагической сути исторического процесса, о цене, которой миллионы людей должны были оплачивать ход истории. Но при этом интонация спектакля лишена всяких следов надрыва. Она исполнена покойного достоинства, как и пристало истинной трагедии.

Дать «Золотую маску» сценическому эпосу, созданному Львом Додиным, было для нас актом простой справедливости.

Алексей Бартошевич — театровед, заведующий кафедрой истории зарубежного театра Российской академии театрального искусства (РАТИ), заведующий отделом современного искусства Запада Государственного института искусствознания (ГИИ), доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель науки России.
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share