«Кино можно и задешево снять, и задорого, главное, чтобы идея была». «Безразличие» Олега Флянгольца — самый загадочный фильм фестивального лета. Черно-белая картина, съемки которой начинались в конце 80-х, а закончились в 2011 году, неожиданно для всех отхватила Гран-при «Кинотавра». Совсем скоро картину увидят в Выборге на фестивале «Окно в Европу», дальше фестивали в Варшаве и Риге. О своем дебюте в большом кино Олег Флянгольц рассказал The New Times
Реакция на вашу победу на «Кинотавре» была очень разной. Одни радовались, другие возмущались своеволием жюри. Впоследствии даже премьер выразил недоумение на совещании правительства: для чего, мол, награждать старые фильмы.
Фильм не старый, он не двадцать лет назад сделан, съемки начинались давно, это верно, а сделан он окончательно сейчас, в 2011-м, в конце титров стоит копирайт с датой завершения работы.
С чем связан такой «долгострой»? Когда вы начинали картину, что вами двигало?
Очень хотелось снимать, вот и все. Мы написали вместе с Михаилом Спиридоновым сценарий в 1988 году, потом полтора года с перерывами шли съемки. Мне было 23, я поставил себе срок — до 25 лет я должен сделать свое кино. Тогда эта дата казалась просто оглушительной…
Что же получается — фильм был задуман, отснят и… оказался в итоге у вас дома под кроватью на долгие годы. Почему так?
Просто я прекратил тогда над ним работать, все стало очень сложно. Кому было нужно кино в начале 90-х? Но на протяжении двадцати лет я постоянно о нем помнил, собирался его закончить. А потом мы как-то случайно пересеклись с Федором Бондарчуком на фестивале российского кино в Тель-Авиве, он привез туда свою «Девятую роту», а я показывал документальную работу — «Просто хочешь ты знать» про Виктора Цоя. И Федор меня спросил: где наше кино-то?
Он как-то материально поучаствовал?
Федор замечательно выполнил свою профессиональную актерскую работу, и я ему благодарен за это.
Стильные 60-е
Почему в конце 80-х вы снимали кино про 60-е?
Я очень люблю то время, мне нравится его эстетика. Вот 50-е как-то не очень, не привлекают они. 70-е годы смешные. А 60-е очень стильные. Потом — я же воспитан на французской «новой волне», еще больше на итальянском неореализме, на фильмах Годара и Марлена Хуциева — вот это для меня самое дорогое. Есть еще фильм, который я чаще всего вспоминаю — «Дилинджер мертв» Марко Феррери, для меня он совершенно особенный, я знаю его наизусть.
Документальные кадры старой Москвы у вас перетекают в игровые на редкость органично. Где вы их отыскали?
В Красногорском архиве я провел целую неделю и набрал такого материала, в который просто никто не залезает. В советские времена в каждом СМУ — строительно-монтажном управлении — были фото- и кинолаборатории, там километры интереснейших съемок. Главное — усидчивость, и много чего можно найти.
В какой-то момент в кадре появляется название улицы — Застава Ильича. Это привет Хуциеву и его фильму?
Все почему-то так решили, а на самом деле там просто живет мой лучший друг. И для других своих друзей я нашел в старой хронике кадры, где сохранились на пленке их родные места такими, какими они были прежде.
Третье поколение
Кто были ваши учителя?
Во ВГИКе я не учился, студенческие мои годы прошли в Кульке (Институт культуры. — The New Times), но я ушел оттуда. Семья во многом стала моей школой, я же в третьем поколении кино снимаю. Дед Дмитрий Флянгольц был звукооператором, первый звуковой фильм делал — «Путевку в жизнь», потом с Сергеем Герасимовым работал. Отец был режиссером и оператором научно-популярных фильмов. Процесс съемок мне знаком с детства.
Вы ведь по паспорту Ольгерд? Почему родители вас так назвали?
Прибалтика была тогда в моде, отец — Рудольф, я — Ольгерд, потом стал Олегом для краткости, а друзья зовут Флянц.
Как вы познакомились с Федором Бондарчуком и почему именно его позвали на главную роль?
У нас была одна компания, мы много общались с ним и с Сашей Башировым, подружились. Другого человека в этой роли я просто не видел, он был то, что надо.
Тот молодой Федор сильно отличается от нынешнего, знаменитого Федора Сергеевича?
Это совсем другой человек. Взрослый. У него за плечами большой опыт жизни.
А девушка, которая сыграла роковую подругу героя Жужу Папанину, она кто?
Ольга Шорина, она окончила театральный, была в тот момент подругой моего соавтора Миши Спиридонова, он ее привел. Но со временем она куда-то исчезла, мы пытались ее найти, но пока не получилось. Может, объявится, когда фильм выйдет.
Кино и музыка
Александр Миндадзе, председатель жюри «Кинотавра», сказал, что «Безразличие» дало возможность отвернуться от современного экрана и окунуться в те времена, когда искусство было важнее денег.
Правильно сформулировал Александр Анатольевич.
Значит, сейчас деньги важнее всего?
Кино можно и задешево снять, и задорого, главное, чтобы идея была и режиссер понимал, чего он хочет и зачем.
У вас уже есть идея для следующей картины?
Сценариев у меня много написано. Но второй фильм сложнее снимать, чем первый. Нужно хорошенько подумать. Знаю, что это будет современная история и обязательно веселая.
А как же клипы и музыканты — они остались в прошлом?
Музыку я люблю всю жизнь. У меня много друзей среди музыкантов. Костя Кинчев, Юра Шевчук. Весь панк-рок я переснимал. Делал клипы для «Алисы», «ДДТ», «Колибри», Tequilajazzz, «Наива», да много для кого, и конечно, не брошу это занятие.
Вы же москвич, а друзья-музыканты почему-то все из Питера.
Мне мои друзья всегда говорят: ты какой-то наш, питерский. А для меня нет различия между этими двумя городами. Москва и Питер — как два района, а между ними поезд, в котором можно поспать.
Над каким клипом сейчас работаете?
Для очень талантливой группы «Дайте два», с подачи Кости Кинчева. Там поет потрясающая девушка Люся Махова, с высшим филологическим образованием, с великолепными текстами. Свой стиль ребята называют «лингва-рок», это очень интересно, скоро вы о них услышите.
Вы со своим Гран-при, можно сказать, с ходу влетели в высшую кинематографическую лигу нашего кино. Не боитесь, что многие на вас за это теперь обижены?
Я не тусовочный человек, не привык светиться, мне все эти фанфары, известность, разговоры, ревность… как бы сказать…
Безразличны?
Вот именно! У меня же и фильм неспроста так называется — «Безразличие».
На фото: «Безразличие» — черно-белая картина, снятая в стилистике 60-х годов
Олег Флянгольцкинорежиссер, оператор. Автор множества видеоклипов для рок-групп («Алиса», «ДДТ», Tequilajazzz, «Наив» и другие). В 2006 году снял музыкальный фильм о Викторе Цое «Просто хочешь ты знать». Дебют в «большом» кинематографе — картина «Безразличие» стала победителем фестиваля «Кинотавр» в 2011 году. Фильм участвовал также в международном конкурсе европейских дебютов Voices в Вологде.
Tweet