#Культура

#Суд и тюрьма

Царское «дело»

2009.06.20 |

Юрий Гладильщиков

"Царь" Павла Лунгина - самый политизированный фильм ММКФ
На Московском кинофестивале представлены два шокирующих фильма — «Царь» Павла Лунгина и «Интимные приключения» Жан-Клода Бриссо. The New Times обращается к самым политизированным и самым секcуальным фильмам фестиваля

Фильм Лунгина замечателен уже тем, что в нем сыграл свою последнюю серьезную и очень хорошую роль — противника опричнины митрополита Филиппа — Олег Янковский. Хорош и Петр Мамонов в роли Ивана Грозного. Чести открыть фестиваль фильм удостоился еще и потому, что Павел Лунгин в этот раз — президент жюри. При всех очевидных достоинствах «Царь» — редкостный, а пожалуй что и невиданный идеологический монстр.
«Царь», если снять хоть ложкой, хоть рубанком его верхний слой, фильм об ужасе и грехе бесконтрольного абсолютизма. О том, что неограниченная власть развращает ее обладателя, психологически коверкает, а затем сводит с ума. Заставляет измышлять заговоры, ссылать, мучить, пытать, казнить.

Лунгин наверняка замышлял картину как актуальную для дня сегодняшнего. Возможно, желал намекнуть современным властям предержащим, что надо знать меру и не зарываться, иначе народу, стране, им самим — всем только хуже станет.

Народ безмолвствует
Выискивать в «Царе» прогрессивную актуальность заставляют и отдельные находки. Их немного. Кто их автор: Лунгин или сценарист фильма модный писатель Алексей Иванов (создатель «Сердца Пармы», «Золота бунта», etc.) — судить не можем.

Одна из находок — финал фильма, являющийся вариацией на тему знаменитой итоговой ремарки пушкинского «Бориса Годунова». Грозный так старательно зачищает в фильме врагов, что в итоге, позвав народ на празднество, никого не обнаруживает. Народ тщательно защищен от самого себя и зачищен ради собственного блага. Грозный грозно вопрошает: «Где мой народ?» Народ безмолвствует.

Другая находка — эпизод с травлей «врагов народа» голодным медведем, в этаком цирке на потеху публике. Эпизод вписывается в жестокий контекст современного артистического кинематографа, в том числе продемонстрированного последним Каннским фестивалем. При этом ничего надуманного: есть легенда, будто Грозный и впрямь желал затравить митрополита Филиппа разъяренным косолапым символом России (который, правда, заодно и символ Берлинского кинофестиваля).

Слуга двух господ
Но чем внимательнее вглядываешься в «Царя», тем настойчивее ощущение, что перед тобой небывалый пример антитоталитарного фильма, который по своей сути не просто консервативен, а реакционен.

Он консервативен даже по форме, что, вероятно, концептуальный жест со стороны Лунгина. Такого старомодного кино мы давно не видели: ужасающая ряженая массовка, отчаянно банальная пафосная закадровая музыка. Но суть — важнее.

Фильм, вроде бы направленный против беспредельного абсолютизма, не видит в России иной силы, кроме абсолютной власти (только мудрой). Никакого гражданского общества, никакого светского сопротивления в «Царе» нет. Храбрейшие князья-воеводы, отправленные в застенки по оговору, моментально начинают рыдать и каяться. Никаких географических островков демократии в виде Великого Новгорода, который в то время оказывал сопротивление Москве. Никаких светских князей-оппозиционеров уровня Курбского-Морозова-Серебряного (в данном контексте неважно, кто из упомянутых персонажей реальный, а кто — литературный). Народ в «Царе» и вовсе толпа: напуганная, раболепная.

«Нам нужна крепкая власть, —невольно, а скорее вольно утверждает фильм, —но не забывающая о справедливости. Пороть бестолковый народ, безусловно, надо, он того заслуживает, но только по делу».
Помочь власти не забывать о справедливости способна, по фильму, только вторая главная российская сила — Церковь. Которая, собственно, и есть совесть России. Ни один фильм в истории страны, даже дореволюционной, не превозносил Церковь так, как превозносит ее «Царь». Церковь того, несомненно, заслуживает. Проблема, однако, в том, что фильм в своем восхвалении Церкви переходит все исторические границы. Например, демонстрирует подвиг монахов, готовых пойти на муку сожжения опричниками (так вообще-то сгорали раскольники) ради того, чтобы по-христиански похоронить опального экс-митрополита Филиппа. Тогда как в реальности Филиппа похоронили по-божески, а впоследствии перенесли его мощи в Москву, где они покоятся в серебряной раке в Успенском соборе Кремля.

В конечном счете «Царь» не то чтобы даже «за веру, царя и Отечество», а за веру и царя (но хорошего), которые только и способны совместно совладать с нашим неразумным, вечно сыновним Отечеством. «Царь» порождает этакого нового двуглавого орла России,
головы которого — официальная власть и Церковь. Возможно, Лунгин хотел своим фильмом дать намек современной Церкви, что она должна вести себя с набирающей абсолютный вес властью, как Филипп вел себя с Грозным: говорить ей правду в глаза, а не подстраиваться и не лебезить. Но все либеральные трактовки «Царя» пасуют перед одним-единственным, но убийственным обстоятельством: фильм очевидно встроен в строгие нормы официальной российской контрпропаганды.

Что главное в этой контрпропаганде? Что Запад против нас. Кругом враги. Как у Ирана. Как у Северной Кореи. И вот вам ударный момент фильма «Царь». В какой-то момент некий человек изобретает варварские механизмы, которые позволят поставить пытки и казни на поток — без участия быстро устающих палачей. Знаете, кто изобрел эти механизмы? Иностранец! С Запада! Зовут его Генрих Штаден.

Для кого-то знакомое имя, правда? Не случайно. Нам опять врут, выдают вранье за реальную историю. Ведь существовал Генрих фон Штаден, в реальной истории больше отметившийся как продавец пушнины, автор воспоминаний об эпохе Грозного, опубликованных в XX веке под названием «Записки о Московии». Изображает Генриха Штадена (без всякого «фон») наш всероссийский финн Вилле Хаапсало. Вилле, неужели вам не все равно, как ваше слово в массах отзовется? Неужели не все равно, что эти массы будут считать европейца врагом?

Фото Никиты Павлова
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share