В «Безразличии» Олега Флянгольца — молодые Федор Бондарчук и Александр Баширов
Из 14 конкурсных картин кинофестиваля ровно половину сделали дебютанты, еще пять участников сняли вторую в своей жизни картину. Игорь Волошин, когда-то дебютировавший именно на «Кинотавре», показал свой третий фильм «Бедуин». Известный режиссер в конкурсе только один — Виталий Манский. Его документальное полотно «Родина или смерть» снято на Кубе. Далекий Остров свободы, любовь к которому еще с советских времен жива в России, под взглядом опытного документалиста лишился романтического флера и мифологических клише. Страна вечных революционеров, где люди полны несокрушимого жизнелюбия и неизменно танцуют сальсу под палящим солнцем, оказалась средоточием серьезных, порой шокирующих проблем.
Захватывающий и колоритный фильм Манского показал большие возможности документального кино в создании эффекта по-настоящему художественной картины. Но главный интерес достался все-таки начинающим.
Громозека и другие
Имя забавного персонажа из знаменитого советского мультфильма «Тайна третьей планеты» у режиссера Владимира Котта объединило фамилии трех героев его фильма. Друзья Громов, Мозеров и Каминский назвали свой ансамбль «Громозека». Отважный мультяшный Громозека хотел бороться за доброту и справедливость, но вечно опаздывал. Сорокалетние музыканты бывшего школьного ансамбля с опозданием обнаружили, что жизнь перевалила за половину, а счастья как не было, так и нет, привычный мир рушится, и виновато в этом вовсе не время, а они сами. Артисты наслаждаются своими ролями и отлично понимают своих героев. Особенно Николай Добрынин, который наконец вынырнул из конвейерной сериальной работы. Его Каминский — врач, циник, давно потерявший сострадание к пациентам и запутавшийся в своих женщинах, — вдруг оказывается уязвимым и одиноким перед лицом внезапной болезни.
Не только «Громозека», но и другие фильмы конкурса отрефлексировали недавнее прошлое и тщательно воссоздали ушедшие детали быта. «Мой папа Барышников» дебютанта Дмитрия Поволоцкого — «Билли Эллиот» по-русски. Из прославленного английского фильма в советские реалии перекочевала история мечтающего о балете мальчика из далекой от искусства семьи. Балетный мир с легкой руки Дарена Аронофски и его «Черного лебедя» стал модным трендом, так что кинокомпания «Новые люди» не прогадала, запуская этот дебют, тем более что и главный герой в исполнении подростка Дмитрия Выскубенко получился обаятельным не меньше, чем английский Билли. Но вернее всего зрители отзываются на точную реконструкцию советского прошлого. Облик современности уловить намного труднее.
Прорва. Новая версия
Ангелину Никонову, автора дебютного фильма «Портрет в сумерках», на «Кинотавре» представляли чуть ли не как зарубежного режиссера, хотя она с 2000 года живет в Москве, а свое кино снимала в родном Ростове-на-Дону. Искусству режиссуры Ангелина обучалась в Нью-Йоркском институте визуальных искусств, до дебюта добиралась долгих семь лет. Написала за это время семь сценариев полнометражных фильмов. «Портрет в сумерках» уже успели сравнить с давним фильмом Виктора Сергеева «Палач» и даже с «Ночным портье» Лилианы Кавани, на деле фильм заставляет вспомнить «Прорву» Ивана Дыховичного. Там на фоне тоталитарной роскоши сталинского барокко изысканная Ута Лемпер была зомбирована мощным сексуальным излучением простого грузчика в исполнении Евгения Сидихина. «Портрет в сумерках» запечатлел героиню Ольги Дыховичной, впавшую в сексуальную зависимость от брутального сотрудника ДПС, которого играет непрофессиональный артист, бывший милиционер Сергей Борисов. Несмотря на рискованный сюжет эротической драмы и опасность каждую минуту впасть в необратимое дурновкусие, фильм у Никоновой по ее же сценарию, написанному совместно с Ольгой Дыховичной, получился. В нем есть юмор, ощущение абсурдности многих жизненных ситуаций, а откровенные сцены не вызывают отторжения, как это сплошь и рядом бывает в отечественном кино. Отдельная большая удача — оператор Ибен Булл, сокурсник режиссера, с очень достоверной и современной манерой съемки.
«Огни притона» Александра Гордона участвовали в конкурсной программе. В главной роли снялась Оксана Фандера
Бабло и безразличие
Жанровое и авторское кино оказалось в этом году смешано в конкурсе «Кинотавра». «Околотрэшевый мейнстрим» — так определил жанр своего второго по счету фильма «Вдребезги» Роман Каримов. Если его дебют «Неадекватные люди» очаровал всех естественностью и юмором, то маньяки, педофилы, тупые диджеи и девочки-убийцы из новой картины, сделанной на полном серьезе и с очевидной надеждой на кассу, способны скорее отпугнуть. Поиски компромисса между авторским самовыражением и продюсерским расчетом оставляют по-прежнему неразгаданной тайну зрительского успеха. Константин Буслов, брат «бумера», то есть Петра Буслова, который начинал с малобюджетного фильма, а сейчас закончил съемки блокбастера «Высоцкий», дебютировал криминальной комедией с выразительным названием «Бабло». Прокатчики, приехавшие на кинорынок, впали в экстаз. Фабула фильма навеяна классическим «Фальшивым купоном» Льва Толстого. Деньги как самодостаточное явление, предмет, которым не удается завладеть надолго никому, конечно, способны двигать сюжет и делать его увлекательным и смешным, но при чем тут фестиваль? Можно сразу выпускать в прокат и надеяться получить то самое бабло, о котором грезит любой продюсер. На благосклонность кассы явно рассчитывает и социальная комедия «Два дня» Авдотьи Смирновой. Разумеется, нет ничего плохого в том, чтобы с помощью кино зарабатывать деньги. Но только надо различать, как в театре, где искусство и поиски, а где антрепризный водевиль с артистами-премьерами для чеса по провинции. О таких деятелях сцены и кинематографа забавно рассказали Виктор Шамиров с Гошей Куценко в «Упражнениях в прекрасном».
На другом полюсе конкурса оказался «Охотник» Бакура Бакурадзе, показанный недавно в «Особом взгляде» Каннского фестиваля. Радикально молчаливый, ни в чем не потакающий зрителям фильм о человеке, живущем среди свиней — в прямом и переносном смысле. Одинокий охотник на ферме, его полная тягот непростая жизнь и странная женщина, с которой его роднит одиночество, — зрелище насколько трудное, настолько и прекрасное.
«Безразличие» — черно-белый дебют Олега Флянгольца мог состояться 20 лет назад, когда снималась эта картина с Федором Бондарчуком и Александром Башировым, но она не была закончена, коробки с пленкой сохранились у режиссера дома под кроватью. Смонтированный сегодня фильм, сделанный на одной волне с модными режиссерами перестроечного времени Сергеем Дебижевым и Максимом Пежемским, сегодня стал настоящим подарком киноманам. Федор Бондарчук с темной пышной шевелюрой играет влюбленного романтичного автомеханика. Его любовь — роковая девушка по имени Жужа Папанина. Кругом Москва еще без небоскребов и новодела. Картина хуциевская по ощущениям и пейзажам. Недаром камера на секунду задерживается на названии улицы «Застава Ильича», — так назывался знаменитый фильм Марлена Хуциева. И еще вспоминается «На последнем дыхании» Годара, там был такой же неприкаянный герой, живущий ради любви и всегда готовый к смерти.
„
Одинокий охотник на ферме, его полная тягот непростая жизнь — зрелище насколько трудное, настолько и прекрасное
”
Лесник Михаил Барцкович сыграл главную роль в картине Бакура Бакурадзе «Охотник»
Два дня
Вся номенклатура современного кинопроцесса слетелась в Сочи на Всероссийский форум киноиндустрии «Кино России 2020». Выступления участников заняли два дня, были произнесены речи о необходимости электронного билета (об этом говорят ровно пять лет), подчеркивалась особая важность проекта «Единой России» «Киноклуб», согласно которому будет создаваться сеть мультимедийных образовательных киноцентров в городах с населением более 100 тыс. человек. (Неплохо бы параллельно подумать о том, как построить хорошие дороги в городах и поселках, обеспечить нормальное здравоохранение и дать широкий доступ к интернету, но об этом речь, естественно, не шла.) Председатель комитета Госдумы по культуре Геннадий Ивлиев объявил, что «фильмы должны способствовать формированию ценностных установок, приоритетных для государства». Ведущим форума выступил Эдуард Пичугин, совладелец компании «Россинемаинвест», автор диссертации «Управление денежными потоками предприятий киноотрасли».
Короткий метр
Событием XX «Кинотавра» стала программа короткометражных фильмов. В режиссуре дебютировали известные артисты Иван Стебунов и Дмитрий Дюжев, а также дети известных родителей — Иван Шахназаров, Мария Агранович, Антон Бильжо, Мария Болтнева. Все фильмы, очень разные и неровные, отличают важные и ценные качества — искренность, неравнодушие, увлеченность.
Безусловным хитом стал 26-минутный фильм Михаила Сегала «Мир крепежа». В модном кафе пара будущих молодоженов встречается с устроителем торжеств (феерическая роль Андрея Мерзликина). Молодые хотят знать все до мельчайших деталей грядущей свадьбы — вплоть до того, как и на что им надо реагировать. Постепенно разговор доходит до обсуждения устройства всей жизни, обучения детей («надо за границей, здесь с экономикой будет все хуже»), неминуемых измен («вот варианты с поправкой на несколько лет») и даже перехода в небытие. Абсурд, разыгранный с абсолютной достоверностью, восхитил зрителей и жюри. «Мир крепежа» получил Гран-при.
Новости «Кинотавра»
С тех пор как в 2006 году Марк Рудинштейн продал свое детище успешным продюсерам Александру Роднянскому и Игорю Толстунову, фестиваль приобрел новые черты. Стал более модным, деловым, респектабельным и богатым. Со временем Толстунов уступил свою долю «Кинотавра» Роднянскому, ставшему единоличным владельцем и президентом. На крупнейший национальный фестиваль ежегодно собираются все активные деятели кинобизнеса, работает кинорынок. Прессы, по подсчетам дирекции, набирается в общей сложности аж 500 человек, в других областях столько вряд ли сыщется. Образовался даже некий журналистский пул «Кинотавра», в нем 70 представителей различных СМИ, фестиваль принимает их за свой счет. Средства позволяют: немалую часть выделяет Минкульт, партия «Единая Россия» тоже не осталась в стороне. Журналистам, которым не повезло войти в пул, «Кинотавр» предлагает услуги компании «Интертуризм», с которой сотрудничает. Условия впечатляют: за 9 фестивальных дней нужно выложить 82 тыс. руб. плюс 7 тыс. за аккредитацию. Такого не позволяют себе никакие Канны с Венецией. Но у наших, как обычно, собственная гордость.
Tweet