«Человек в принципе не хочет серости». Алексею Бородину, художественному руководителю Российского академического молодежного театра (РАМТ) — 70 лет. Он несколько десятилетий создавал современный театр для детей и подростков. РАМТу доверяют — к Бородину водят без опаски напороться на пошлость и халтуру. The New Times расспросил режиссера о детях, театре, актерах и семейных ценностях
Когда Алексею Бородину, старшему сыну в семье русского эмигранта, владельца завода по изготовлению химических красок в Шанхае, было 8 лет, он страшно завидовал тем знакомым из русской колонии, кто на большом белом пароходе уезжал домой, в Россию. Бородины не уехали, потому что девочки были еще маленькие, и кто-то из посольских предупредил: «Дайте детям подрасти». Шел 1949 год. Всех, кто был на том белом пароходе, прямо с пристани погрузили в поезда и отправили в лагерь.
Бородины вернулись после смерти Сталина, в 1954-м. Дети смогли учиться. В 1968-м Алексей окончил ГИТИС, курс Завадского. После чего поехал в Смоленск, где поставил свой первый спектакль — по повести Войновича «Два товарища», только что напечатанной в «Новом мире». На сцене были цирковые снаряды: отец одного из героев писал цирковые репризы, и молодому режиссеру показалось, что это хороший сценический образ — турники, канаты, лестницы. На следующий день после премьеры спектакль объявили антисоветским, сказали, что нашу действительность режиссер изображает как цирк, сняли несколько руководителей в смоленском театре, а самому Бородину закрыли все двери в Москве. Бородин рассказывает, что тогда просто ничего не понял: «Я совершенно не был ко всему этому готов. Какая антисоветчина?! Я вообще был патриотом, патриотом в самом чистом виде!» Первый разгром, как и первые 13 лет, проведенные в Шанхае, где в семье был культ России, в большой мере создали его как личность.
В 1973-м Бородин с женой и маленькой дочкой поехал в Киров, где возглавил ТЮЗ: «Мы снова оказались в ситуации, когда можно было строить дом».
В Москве, в РАМТе, он уже 31 год. За это время сделал театр-дом, каким был когда-то МХАТ. В такой театр приходят из поколения в поколение, не ожидая подвоха.
О детях
«Как мне это удается? Ну, во-первых, удается не всегда. Но я всегда исхожу из того, что дети, которые пришли в зал, — равные мне партнеры. Я не отношусь к ним как-то иначе, чем ко взрослым. У меня нет ни умиления, ни высокомерия по отношению к ним. Так же, как по отношению к своим детям, когда они были маленькими, или к внукам сейчас. Да, они меньше знают, чем я, и у меня опыта больше, но они такие же, как я. Только лучше. Сильнее. И они для меня более интересны, чем я для них. Очень сильный мотив для творчества! Я не должен их подвести. И тогда — иногда — возникает контакт между сценой и залом, живой контакт, он — главное, ради чего я все делаю. Это очень эгоистическое чувство — создавать, наблюдать, ощущать то живое, новое, что рождается на спектакле».
Про идеализм и реализм
«Если бы я не был идеалистом, я бы не занимался таким эфемерным и ненадежным делом, как театр. Но, с другой стороны, я бы не смог работать, если бы не смотрел на свое дело как на профессию, то есть тысячу дел, которые я должен делать каждый день. И профессионализм я, кстати, ценю в людях более всего. Если его нет, даже если и интересный человек встречается в работе, то не возникает искра, и я начинаю сбоить. А вообще театр — это же в принципе некая фантазия на тему, которую пытаешься воплотить в реальность. Как тут без идеализма.
А без реализма цеха пошивочные в срок костюмы не пошьют».
Про артистов
«Предательство — очень обычное для театра явление, и мои актеры знают, что я прощу им предательство. Это опять — как в жизни. Я же не перестану любить человека, что бы он ни сделал, а своих артистов я люблю. И понимаю очень хорошо, сколь мало я могу без них. Мы ведь в театре работаем не сами по себе и можем что-то только в соединении с другими. И пока есть творческое тяготение, надо прощать. Потому что есть вещи важнее, чем предательство, — и в отношениях между людьми, и в работе. Не говоря уже о том, что обида — это вообще самое непродуктивное для работы, что только может быть».
Один из лучших своих спектаклей «Берег утопии» Алексей Бородин посвятил русским революционерам-романтикам
Про упрямство
«Тысячу вопросов надо решать каждый день. Тысячу. И за этой тысячей неотложных дел может затеряться сквозное действие, твоя собственная сверхзадача, и теоретически как бы понятно, для чего все, а практически — уже нет. Как будто что-то размывается. И вот тогда помогает упрямство. Я заметил, что именно в противоборстве с жизнью обретается некая важная задача — в этом утопичном порой стремлении не потерять ориентиры, следовать им. В человеке возникает, должен возникнуть протест против того, что жизнь — это только функционирование, приспособление. Собственно, от чувства несогласия с таким течением событий и возникает культура и театр. Человек, в принципе, не хочет серости. Он по природе своей хочет стремиться к каким-то главным, наиважнейшим вещам».
Про дом
«Понятие семьи, дома с самого начала жизни было для меня важным, таким и остается. Для меня очень органично желание начать строить дом. А как по-другому? У меня по-другому не получается. Я даже завидую тем, кто может к этому подходить иначе, легче, не привязываться, не прикипать. У меня не так. Чувство дома определяет почти все в жизни. И в театре тоже. Но для меня это вообще мало разделяется — дом и театр».
Главные спектакли РАМТа
• «Чехов–gala» (А. Бородин по пьесам А. Чехова)• «Берег утопии» (А. Бородин по пьесе Т. Стоппарда)• «Бесстрашный барин» (М. Горовиц по сказкам А. Афанасьева)• «Будденброки» (М. Карбаускис по роману Т. Манна)• «Волшебное кольцо» (А. Хухлин по сказке Б. Шергина)• «Как кот гулял, где ему вздумается» (С.-Р. Сигрид по сказке Р. Киплинга)• «Почти взаправду» (Е. Половцева по сказкам Т. Теллегена)
Tweet