„
Всячески подталкивая десекуляризацию, РПЦ все время дает понять, что вся наша жизнь уже практически воцерковлена
”
После этого кем только Сергей Чапнин не оказался. «Борцом с Днем Победы», «либеральным пораженцем», «православным диссидентом». Между тем он вовсе не против празднования Дня Победы. Ему не нравятся только формы и болезненная сосредоточенность на военном прошлом. С культурой, в центре которой находится День Победы и ничего больше, на его взгляд, происходят весьма опасные вещи. Он их перечисляет по пунктам: сохранение и культивирование «образа врага»; тотальная героизация войны, превращение ее в лубок и забвение войны как трагедии; острое переживание ущемленной национальной гордости («Мы победители, а теперь мы унижены»); примитивное понимание патриотизма; оправдание победой всего, что случилось с Россией в ХХ веке, прежде всего тоталитарного режима и лично Сталина.
Но настолько углубляться в проблему спорящим недосуг. Назвав Вечный огонь языческим символом, Чапнин оскорбил память о войне — и точка.
Любой нормальный человек не увидел бы здесь проблемы: мало ли в нашей жизни нехристианских символов, для светского государства это естественно. Но в том-то и дело, что официальная Церковь этот факт отчаянно не хочет признавать. Всячески подталкивая процессы десекуляризации, она все время дает понять, что вся наша жизнь уже практически воцерковлена. Вот и сейчас протоиерей Всеволод Чаплин придумал для вовлечения Великой Отечественной войны в ареал «Священной истории» такой аргумент: «Не было бы возможности для России вновь стать Святой Русью, если бы не было Победы 9 мая 1945 года». На все сто подтвердив этим заявлением тезис оппонента: сознание постсоветского человека питается мифами.
Но и Сергей Чапнин не знает, как развеять плотный туман мифологем. Он пишет, что взаимное отчуждение государства и общества не дает возможности найти общий ответ на вопрос, каким должен быть «образ будущего». Его личная программа сводится к нравственному усилию (пора положить конец «декларативному характеру системы ценностей»), но нравственное усилие картины не проясняет — оно может быть разнонаправленным. Единственное, в чем Сергей Чапнин уверен: «постсоветская гражданская религия» делу будущего не поможет, она целиком обращена в прошлое. Однако противопоставить этой «гражданской религии» ему нечего, кроме «русской культуры, вдохновленной евангельским идеалом». То есть очередного мифа.
А то единственное, что могло бы помочь государству и обществу преодолеть взаимное отчуждение и нарисовать непротиворечивый «образ будущего», то есть реальную, неимитационную демократию с честным судом и честными выборами, публичные церковные интеллектуалы, как и Церковь в целом (во всяком случае публично), объектом приложения нравственных усилий по-прежнему не признают.
Tweet