Звезды и публика. Анна Нетребко откроет 23 мая фестиваль «Звезды белых ночей», исполнив главную партию в «Любовном напитке» Доницетти. Знаменитая оперная певица родом из Краснодарского края с венской пропиской — не единственное украшение фестиваля, входящего в десятку главных событий мирового сезона и явно недооцененного в России
В Европе летних фестивалей, подобных «Звездам белых ночей», множество. Есть знаменитые, с историей, как зальцбургский, или в Экс-ан-Провансе. Есть фестивали одного театра, как мюнхенский. Есть фестиваль новых имен, как в английском Глайндборне. Но вряд ли кто еще может похвастаться такими фантастическими декорациями, как Петербург, и таким харизматичным лидером, как Валерий Гергиев. Худруку Мариинки доступно, кажется, все, отказать ему сложно. Вот и Анна Нетребко второй раз за сезон выступает в городе, где она училась и начинала свою профессиональную карьеру (ее дебютом в годы учебы стала опера «Волк и семеро козлят», ей досталась партия Четвертого козленка). «Любовный напиток» Доницетти — один из козырей ее репертуара. Правда, после родов она вернулась в 2009 году на петербургскую сцену с «Лючией де Ламмермур», украсив собою спектакль в довольно вялой, надо сказать, режиссуре шотландца Джона Дойла и с не всегда убедительными решениями дирижера Кери-Линн Уилсон.
Сейчас за пультом сам Гергиев — все же Нетребко выступает на фестивале лишь раз. Неудивительно, что билеты исчезли в мгновение ока, в последние дни можно было лишь найти одиночные места по 5–8 тыс. рублей. В этом есть российская специфика: в том же Зальцбурге звезды заняты в операх не раз, даже в концертных версиях (как Нетребко будет в этом году дважды петь Иоланту), чтобы хоть отчасти удовлетворить ажиотажный спрос.
Но 115 концертов и спектаклей «Белых ночей» и так предлагают обширный выбор (для сравнения: в 2010-м было 90 представлений).
Бетховен и Малкович
На фестивале не только музыкальные звезды. С некоторых пор известный американский киноактер Джон Малкович полюбил театр, причем он не боится экспериментов. Год назад он выступал в Петербурге как чтец в «Адской комедии. Похождениях серийного убийцы». Эта пьеса Михаэля Штурмингера написана для барочного оркестра, двух сопрано и актера. На этот раз он приедет вместе с Ингеборге Дапкунайте — они играют в «Вариациях Джакомо», камерной опере на музыку Моцарта о Казанове, влюбившемся в сестру графа в замке, где он работает библиотекарем (на этой неделе «Вариации» покажут в Москве).
Но тон все же задают музыканты — на этот раз скрипачи. Помимо хорошо знакомых питерцам Вадима Репина и Леонидаса Кавакоса в программе заявлен и американо-израильская знаменитость Гил Шахам. Событием станут семь вечеров бетховенских сонат в исполнении австрийского пианиста Рудольфа Бухбиндера, а Кшиштоф Пендерецкий продирижирует своим новым сочинением. Летом покажут две оперные премьеры — редкий на российских сценах «Сон в летнюю ночь» Бриттена и «Аиду». «Аиде» уготован Концертный зал, чей акустикой Гергиев по праву гордится. Он даже вывесил на огромных плакатах на улице Декабристов цитаты из зарубежных газет, от «Зюддойче цайтунг» до «Нью-Йорк таймс», которые расхваливают его новостройку (к декабрю обещают сдать новый корпус).
Гергиев давно не мыслит масштабами одной сцены и даже одного города. Вот и в этот раз он едет на пленэр, 13 июня играет на фоне Новгородского кремля оперу Римского-Корсакова «Садко».
Фестиваль на выезде
Самыми верными зрителями в театральном мире считаются балетоманы. На этот раз у них сплошные праздники. Диана Вишнева отметит 15-летие творческой деятельности вечером, на который съедутся звезды со всего мира, сама она выступит на российской премьере балета Марты Грэхем. Будет бенефис и у Анастасии и Дениса Матвиенко, и тоже с российской премьерой, на этот раз балета «Радио и Джульетта» Эдварда Клюга, худрука Словенского балета в Мариборе.
Произойдет и событие действительно экстравагантное: в рамках фестиваля балет Мариинского театра отправится в Москву, где впервые выступит на сцене «Крокус Сити Холла», зала с большими амбициями и неясной репутацией. Серьезная публика сюда вряд ли доедет, «своего» зрителя такой площадке предстоит воспитывать не годами, а десятилетиями. Может, программа повлияет на то, кем заполнится зал: в присутствии автора, композитора Арифа Меликова, дают знаменитый хит советских времен «Легенда о любви», чья премьера прошла полвека назад.
«Звезды белых ночей» выделяются на фоне других фестивалей внушительной танцпрограммой. В этом году у «Звезд» появился пролог — цикл «В преддверии фестиваля». В его рамках выступила французская арфистка Мари-Пьер Лангламе, а датский скрипач и дирижер Николай Цнайдер дирижировал Первой и Пятой симфониями Малера. С прошлого года известный скрипач стал главным приглашенным дирижером Мариинки, в будущем сезоне он выступит как дирижер с Мюнхенским филармоническим оркестром и Питсбургским симфоническим оркестром.
В Петербурге Цнайдер-дирижер, в отличие от Нетребко, пока не собирает полных залов. Питерская публика вообще довольно консервативна в своих пристрастиях. Возможно, она является главной проблемой фестиваля «Звезды белых ночей». В прежние годы можно было наблюдать удивительные вечера, когда великий Кристоф Эшенбах дирижировал в полупустом зале. Для фестиваля, который западные критики включают в десятку важнейших в мире, это непозволительная роскошь.
Tweet