Чудо на Висле. Классик польского кино Ежи Гофман снял 3D-блокбастер о советско-польской войне и битве под Варшавой 1920 года. Зачем он сыплет соль на исторические раны — расспрашивал The New Times
Вытянутая в привычном жесте рука вождя Октябрьской революции вдруг оказывается у тебя под носом. Эффект присутствия полный. Так и тянет поднять одну из разбрасываемых в кадре листовок, призывающих перейти на сторону большевиков. Инстинктивно начинаешь стряхивать пыль, поднятую промчавшейся конницей. Исторические персонажи — Ленин, Пилсудский, Троцкий, Дзержинский, Тухачевский — не только узнаваемы, но почти физически ощутимы. Патриарх польского кино, мастер исторических эпопей и остросоциальных фильмов режиссер Ежи Гофман, можно сказать, безвылазно сидит в монтажной — близится к выходу первая в Европе художественная лента в технологии 3D «Варшавская битва. 1920 год».
Больная тема
Почему вы взялись за картину о советско-польской войне?
Я собирался сделать фильм о своем детстве в Сибири, куда была сослана наша семья. И был целиком погружен в эту тему. Но никак не получался сценарий. А тут мне предложили финансирование, если я возьмусь за Варшавскую битву. Согласился почти сразу, потому что это большая и болезненная тема, а кино ее до сих пор по-настоящему не касалось. Для поляков в этой истории важно и то, что Варшавское сражение 1920 года и войну в целом Польша выиграла самостоятельно — впервые с начала XVII века.
Тема очень острая, у тех событий ведь было много далеко идущих политических последствий.
Ключевые из них мы в фильме четко выделяем. Прежде всего то, что победа под Варшавой защитила от коммунизма — увы, только на 19 лет — не только Польшу, но и другие государства. Ленин хотел после разгрома белых армий у себя в стране перенести революцию в Европу, а потом и «мировой пожар раздуть». Тогда считалось, что победить может только мировая революция. А идея строительства социализма в отдельно взятой стране возникла как раз после поражения Красной армии под Варшавой.
Это будет исторический фильм?
В первую очередь он о людях, которых обстоятельства бросили в водоворот событий. Мы строго придерживаемся документов, когда дело касается исторических персонажей. Дух же сценария, взгляд на то время идет от Бабеля, Шолохова, некоторых польских писателей. Главные герои — молодой поэт-улан и актриса. Их судьба, любовь, драма проходят через весь фильм. Среди персонажей капитан жандармерии, поляк-чекист. В картине заняты и российские актеры. Например, сотника казацкой бригады играет Александр Домогаров. После того как он сыграл Богуна в моем фильме «Огнем и мечом»**Экранизация исторического романа Генрика Сенкевича о Богдане Хмельницком., в Польше его считают российским актером номер один. Великолепен в роли Пилсудского Даниэль Ольбрыхский.
Без предвзятости
Варшавскую битву принято называть «чудом на Висле». Вы согласны с этим определением?
Чудом скорее могло показаться то, что Польша, после многих разделов, всего за полтора года после обретения независимости создала армию, правительственный и чиновничий аппарат. У Юзефа Пилсудского было много противников, им слово «чудо» понадобилось, чтобы лишить его ореола победителя, записав в соучастники триумфа Святую Марию и Господа Бога. Из моего фильма следует, что автором победы является Пилсудский. И здесь я беру в свидетели Ленина, который после поражения Красной армии под Варшавой сказал примерно следующее: революционное движение на западе Европы накипело, но Пилсудский и поляки нанесли непоправимый урон делу мировой революции. Об этом никогда не говорилось в истории СССР и Кратком курсе истории ВКП(б).
Но если вспоминать историю, Пилсудский на Киев тоже ходил не с дружеским визитом. Как ни крути, это была интервенция.
Не совсем так. Во-первых, польско-советская война к тому времени длилась уже больше года. Во-вторых, по данным разведки, а потом и из документов стало ясно, что Троцкий и Тухачевский готовили большое наступление на Польшу, и Пилсудский решил их опередить. И в-третьих, Петлюра как глава украинского правительства просил Пилсудского о помощи**Симон Петлюра от лица провозглашенной в ноябре 1917 года Украинской народной республики (УНР) в апреле 1920 года заключил тактический договор с Польшей о совместном походе на Киев с целью прекратить большевистскую оккупацию Украины. . Между прочим, Буденному не удалось взять Замость, потому что этот город на востоке Польши защитили украинцы генерала Безручко. В Варшаве большие захоронения украинцев из петлюровской армии. Так что все не так просто.
Не боитесь, что фильм будет воспринят как антироссийский? Все-таки исторические раны еще не затянулись. В России продолжаются публикации о пленных красноармейцах, которые погибали в невыносимых условиях. И о том, что Сталин, утверждая приказ о катынском расстреле, руководствовался местью.
Я не собирался делать антироссийскую картину и не считаю нужным разжигать страсти. Я не устаю повторять, что если история и география привели к тому, что мы живем рядом друг с другом, то надо так выстраивать свои отношения, чтобы извлекать из них пользу, а взаимные недоверие и ненависть исключить. Но этот фильм, несомненно, антибольшевистский и антикоммунистический. А антигерои в нем есть с обеих сторон — поляков, пожалуй, даже больше. Что касается предубеждений, то в свое время меня предупреждали, чтобы я не брался за «Огнем и мечом». Что Украина и Россия очень плохо примут этот фильм. Но оказалось, приняли хорошо и смотрят до сих пор. У нас тоже, когда был снят фильм «1612» (Владимира Хотиненко. — The New Times), начали кричать, что это антипольская картина. Я ее посмотрел и ничего антипольского там не увидел. Это просто неудачный фильм. Плохая картина, прошу прощения у автора. Если мы каждую художественную версию истории будем поднимать на рога, то ни к чему хорошему не придем. Когда французы снимают фильм про Жанну д’Арк, англичане не считают, что это антианглийская картина. В конце концов, все соседние народы воевали друг с другом. Некоторые люди, критики в том числе, любят говорить: я заранее знаю, о чем это. Ну а раз заранее знаешь, то вроде и смотреть незачем. А смотреть надо. Вдруг все не совсем так, как ты думаешь.
Ежи Гофман
родился в 1932 году в Кракове в семье врача. В 1940 году был вывезен с родителями на поселение в Сибирь, вернулся в Польшу после войны. В 1955 году окончил ВГИК. Вместе с однокашником по ВГИКу Эдвардом Скужевским снял художественные фильмы «Гангстеры и филантропы», «Закон и кулак», ставшие классикой польского кино. Осуществил масштабную экранизацию трилогии Генрика Сенкевича («Пан Володыевский», «Потоп» и «Огнем и мечом»).
Tweet