Любимая тетушка
Марина Кремнева
Лондон
«Аудитория всегда в центре того, чем мы занимаемся» — этот слоган можно увидеть в любом из лондонских зданий Британской телерадиовещательной корпорации BBC. Результат налицо: согласно опросам исследовательской компании MORI, корпорации доверяют 49% британцев, то есть больше, чем правительству (10%), системе здравоохранения (46%) и Англиканской церкви (35%).
В народе BBC называют ласково «тетушкой». В своей деятельности эта «дама» руководствуется Королевской хартией, гарантирующей ей независимость от правительства и частного бизнеса. BBC в основном финансируется зрителями посредством лицензионного сбора — £11 в месяц с семьи.
£3 млрд 500 млн — лицензионный сбор. Еще около £1 млн поступает из других источников — гранты министерства иностранных дел Великобритании, доходы от коммерческих структур BBC (например, от телеканала BBC World, рассчитанного на зрителя за границей) и доходы от продажи программ иностранным телерадиовещательным компаниям.
Как угодить 60-миллионной публике, на деньги которой в основном существует корпорация? Есть четыре основных телеканала: BBC-1, BBC-2, BBC-3 и BBC-4. У каждого — своя аудитория. BBC-1 рассчитан на массовую аудиторию, его смотрит около 80% населения страны. Здесь идут самые популярные сериалы: Eastenders (о жизни двух семейств из бедного лондонского района East End, сейчас он превращается в модное место обитания альтернативных художников), Doctor Who (научная фантастика о приключениях загадочного иноземца по имени Доктор), Ashes to Ashes (продолжение сериала «Жизнь на Марсе») и Casualty (о жизни в отделении больницы, романах врачей и страданиях пациентов). В пятерку самых рейтинговых передач входит и развлекательное шоу Apprentice («Ученик») — копия американского — с участием знаменитого в Великобритании бизнесмена сэра Алана Шугара. Больше двух месяцев страна наблюдает за тем, как 12 кандидатов бьются за возможность получить годовой контракт в компании Шугара с шестизначной цифрой зарплаты.
BBC-2 позиционируется как самый новаторский в Великобритании. В пятерку лучших в апреле этого года вошли: Apprentice — You are Fired! («Ученик, ты уволен!», разговор с теми, кто выбыл из программы), фильм «Бест — сын своей матери», о том, как алкоголь сгубил известного ирландского футболиста Джорджа Беста, спортивная программа «Матч дня» и программа известного журналиста Луи Теру о жизни педофилов в американской тюрьме.
BBC-3 главной задачей считает завоевание аудитории в возрасте от 16 до 34 лет. На этом канале популярностью пользуются комедии, программы типа «Самые строгие родители в мире», сериал «Герои» и реалити-шоу. Его целевая аудитория, как правило, смотрит программы не по ТВ, а по интернету через разработанный специально для BBC iPlayer.
И наконец, BBC-4 — это канал для интеллектуалов. Здесь показывают добротные документальные фильмы, культурные и научные программы. Не стоит забывать и о круглосуточном новостном канале BBC News: его смотрит около 7,5 млн зрителей еженедельно, в то время как конкурента — Sky News — 4,3 млн.
Ты можешь покорить Америку!
Ольга Голованова
Бостон
Согласно социологическому исследованию, проведенному в Мэрилендском университете в 2008 году, счастливые люди меньше всего смотрят ТВ. Не потому что им не нравится это занятие, просто они предпочитают уделять время другим делам — пишет газета New York Times.
По данным Nielsen Media Research,¹ самое популярное телешоу в Америке за 2009 год — «Американский кумир», которое вышло на экраны в 2002 году. Участники этого шоу соревнуются за голоса зрителей и судей, исполняя песни. Главная идея «Кумира» — любой человек независимо от возраста, социального статуса или внешности может покорить Америку. Это телешоу породило множество «передач-близнецов» во всем мире. Финалисты подобных программ — не только участница «Евровидения» Анастасия Приходько (она выиграла русскую версию «Американского кумира» — «Фабрику звезд»), но и Сьюзан Бойл, которая доказала, что возраст и внешность не могут встать на пути истинного таланта. Тем самым такого рода шоу как бы говорят зрителю: «На месте этого героя мог быть ты!»
Также в десятке самых популярных программ в США в этом году сериалы «Анатомия Грей», «Доктор Хаус» и «Отчаянные домохозяйки», которые показывают общедоступные ABC и Fox.
Главный герой сериала «Доктор Хаус» — гений, занимающий зрителей не только и не столько своими врачебными способностями, сколько иронично-пессимистическим взглядом на жизнь. К тому же док обременен решением непростых морально-этических вопросов: например, стоит ли спасать серийного убийцу, приговоренного к смертной казни? Или — насколько оправдана эвтаназия?
«Анатомия Грей» — тоже о проблемах морального выбора, хотя и через призму любовного сюжета и непростых отношений, которые складываются между сотрудниками больницы. Еще американский зритель любит комедии. Среди популярных, например, комедия «Два с половиной мужчины» — о том, как отец-одиночка воспитывает сына, а также своего брата-холостяка, с которым они живут вместе.
Среди хитов ABC также — реалити-шоу «Радикальная переделка», где людям, которым не нравится, как они выглядят, предоставляется возможность сделать пластическую операцию, новую прическу и обновить гардероб. Похожая передача идет на канале NBC и занимает первое место в рейтинге передач на этом канале. Это реалити-шоу посвящено проблеме многих американцев — ожирению. Участники шоу под наблюдением специалистов соревнуются в том, кто быстрее похудеет.
Судя по тем дискуссиям, которые идут в блогах, молодые американцы тяготеют к программам, которые позволяют не только сопереживать любимым героям, но и оказаться или во всяком случае представить себя на их месте. Как ни странно, блогеры откликаются и на те морально-философские вопросы, которые выносятся на широкое обсуждение посредством сериалов.
Сериал «Холокост» изменил Германию
Йохи Хубер
телеобозреватель газеты «Тагесшпигель»
Берлин
В телевидении, как в зеркале, отражается то, чем живут сегодня немцы. Зритель восточных земель больше смотрит частные каналы, чем зритель западный. Очевидно, что там выше потребность в развлечениях. А, например, передача о морских гадах найдет своего зрителя в Гамбурге, но никак не в Баварии. Но вся Германия смотрит криминальные сериалы, поскольку там развивается «архетипический сюжет», близкий немцам восточным и западным, — покушение на универсальные человеческие ценности и их триумфальное восстановление. В Германии нет общенационального канала: телевизионный федерализм в ФРГ был введен после Второй мировой войны из политических соображений как реакция на централизованную пропаганду времен Третьего рейха. Это была мера, призванная не допустить какой-либо монополии на информацию. В 1960-х канцлер Аденауэр попытался открыть общегосударственный канал, однако Конституционный суд признал это незаконным, нарушающим принцип независимости земель.
Одна из главных задач, стоящих сегодня перед общедоступными телеканалами Германии, это содействие интеграции мигрантов в германское общество. Но справляется телевидение с этим плохо: например, в популярном сериале «Место преступления» телеканала ARD мигранты всегда — жертвы.
В Германии постоянно раздаются жалобы на плохое телевидение, которое оболванивает людей. Впрочем, у зрителя есть выбор: например, специализированный театральный канал предоставляет публике продукт исключительно высокого качества.
Может ли телевидение влиять на ценностные ориентиры общества? Конечно. Пример тому — тот эффект на немецкую публику, который имел американский сериал «Холокост», показанный в январе 1979 года. Тогда впервые в ФРГ история катастрофы была не только рассказана, но и показана на примере еврейско-немецкой семьи Вайс. Фильм имел необычайный успех. И сегодня немецкому телевидению удается оказывать влияние на ситуацию в обществе. Не так давно на ARD был показан фильм о посттравматическом опыте отправленных в Афганистан солдат бундесвера. После этого в бундесвере для солдат был организован специальный медицинский центр.
Материал подготовила Катя Колльманн.
Перевод Елены Земсковой
Треножник китайского ТВ
Перевод Елены Земсковой
Нина Демидо
Институт Дальнего Востока РАН
Пекин
Китайское телевидение, отметившее в 2008 году свой 50-летний юбилей, зиждется на трех составляющих — идеологии, экономической эффективности и научно-техническом прогрессе. Его аудитория — 1 млрд 205 млн человек. Главной задачей телевизионных СМИ во главе с Центральным телевидением Китая (ССTV) — бесспорным лидером, вещающим на 19 каналах, — провозглашается «формирование правильного общественного мнения, пропаганда политического курса партии и государства, удовлетворение растущих духовных потребностей народных масс». Среднестатистический китаец проводит перед экраном более трех часов в день. Однако ввиду неравномерности экономического развития страны по своему «содержимому» потребительская «телекорзина» существенно разнится у жителей центра и периферии. Телезрителю в 31 крупнейшем городе в среднем доступны 32 канала. Плюс есть международные спутниковые каналы, но они нелегальны: установка домашних «тарелок» запрещена нормативным актом Госсовета, но практикуется весьма широко. А жителям маленьких китайских деревень (до 20 дворов), в которых живет около половины населения страны, только в 2010 году, после завершения национальной программы «Радио и телевидение каждой деревне», будет гарантирован прием по кабелю 8 каналов. Пока же в большинстве деревень «ловятся» 1–2 основных госканала, и то не очень устойчиво.
Все программы — информационно-публицистические, культурно-образовательные и развлекательные — строятся с учетом «национальной специфики», пропагандируя традиционные этические ценности (конфуцианство) и национальную культуру.
Самые высокие рейтинги у телезрителей имеют ежедневный вечерний обзор новостей и телесериалы, которые идут по первому каналу ССTV–1 в прайм-тайм, а также телешоу типа «Фабрики звезд».
Каждый год растет и число производимых сериалов: в 2008 году их было выпущено 502 общим объемом 14 498 серий. Больше половины — это современные семейные саги, любовные мелодрамы, криминальные драмы, ситком и т.д. Остальные — сериалы на историческую тему (в том числе популярный тип «костюмного сериала» в стилистике средневекового китайского театра и на сюжеты глубокой древности) и «особо важную тематику» — революционную историю и историю КПК.
Партийный контроль за телевещанием воспринимается как неизбежность: по наблюдению Дэвида Мосера, работавшего в качестве консультанта на англоязычном канале CCTV‑9, «99% цензуры осуществляется самими сценаристами и продюсерами», поскольку «предупреждения сверху развивают интуитивное понимание пределов допустимого».
Мухи реформируют дерьмо
Валерий Мастеров
Варшава
Общественное ТВ в Польше представляет крупнейшая компания «Польское телевидение», председатель правления которой руководит всеми ее каналами. Прежде всего это лидеры рейтингов — TVP I («Первый») и TVP II («Второй»), а также сугубо информационный — TVP INFO. Кроме них, в сеть общественного ТВ входят тематические каналы — «Полония» (для польской диаспоры за рубежом), «Культура», «История», «Спорт» и другие.
В Польше сейчас зло шутят, что о телевидении интереснее читать, чем его смотреть: некоторое время назад режиссеры Анджей Вайда, Агнешка Холланд, Кшиштоф Краузе, поэтесса Юлия Хартвиг и многие другие деятели культуры призвали бойкотировать общественное телевидение, считая, что им руководят бывшие неонацисты и оно стало слишком политизированным. «Сегодня общественную миссию телевидения осуществляют люди, которых вы наверняка не пустили бы на порог», — убеждают они польских граждан.
На архивной полке могут оказаться даже культовые фильмы. Так, в 2006 году на волне победного шествия партии «Право и справедливость» братьев Качиньских пришедший к руководству общественным телевидением Бронислав Вильдштейн объявил вредными и запретил к показу сериалы «Четыре танкиста и собака» и «Ставка больше, чем жизнь», признанные самыми популярными за всю историю польского ТВ.
В сейме идет обсуждение проекта нового Закона о СМИ, который, по заявлению председателя комиссии по культуре Ивоны Следзиньской-Катарасиньской, должен «прервать процесс морального падения общественных медиа», характерной чертой которых стала политическая ангажированность. Одни видят выход в принятии такого закона, который дал бы возможность влиять пришедшему к власти политическому руководству на состав правления «Польского телевидения». Другие находят в этом покушение на свободу слова. Третьи считают, что для общественного телевидения никакого спасения нет: кто бы ни пришел к руководству, потянет за собой своих людей. «Слишком многие хотят на ТВ заработать большие деньги. Мухи никогда не будут заинтересованы реформированием дерьма», — саркастически замечает сценарист и драматург Анджей Сарамонович.
Дверь в дверь
Алексей Букалов
Рим
Бенито Муссолини, независимо от Ленина, утверждал, что «кино — важнейшее из искусств». Плакаты с этим высказыванием дуче висели в свое время во всех кинотеатрах. Сегодня на Апеннинах важнейшим из искусств является ТВ: десяток крупнейших национальных телеканалов борются за аудиторию и кошельки рекламодателей, пытаясь перещеголять друг друга. Разделяются они так: три канала государственной радиотелевещательной корпорации RAI. Три канала «Медиасет», принадлежащих семье премьера Сильвио Берлускони («Италия-1», «Рете-4», «Канале-5»), плюс несколько формально независимых каналов, из которых самым влиятельным считается «Ла сетте» (La 7).
Итальянское общество весьма политизировано, до недавнего времени большинство творческих работников СМИ не скрывали своих левых убеждений, а третий канал (RAI-3) даже называли «Кабульским радио» за его прокоммунистические передачи. В последние годы ситуация изменилась. Берлускони использовал свою медиаимперию как мощный рычаг влияния на массы, в результате не только привел свою партию к власти на выборах, но и изменил соотношение сил на самом телевидении.
По мнению экспертов, эта операция (но не одна она) имела следствием заметное снижение общего культурного и интеллектуального уровня ТВ: сегодня оно почти лишилось образовательного и художественного потенциала, которым обладало в 60–70-е годы. «Усредненные» непритязательные шоу для домохозяек, бесконечные конкурсы — на все возрасты и степень подготовки — и неудержимая волна рекламы, теперь уже и на государственном телевидении, за пользование которым налогоплательщики вносят в казну по €200 в год.
Самый распространенный жанр сегодня — это ток-шоу. Многие из них носят сатирический и даже обличительный характер. Наиболее популярное — передача журналиста и писателя Бруно Веспы на первом канале RAI — «Дверь в дверь», с приглашением деловой и политической элиты. Темы — самые актуальные, от громкого убийства до развода Берлускони. Авторитет Веспы высок, и отказываться от его приглашений не принято.
Параллельно существуют две «разоблачительные» передачи на третьем канале RAI — Report (с социально-экономическим уклоном) и авторская программа Микеле Санторо с комментариями и карикатурами, часто очень злыми.
Пощелкав кнопками на пульте, можно увидеть местную версию «Остаться в живых» (здесь он называется «Остров знаменитых»), в феврале на протяжении недели скоротать вечера с поднадоевшим песенным конкурсом Сан-Ремо, а остальное время (особенно выходные) — спорт, спорт, спорт!
Зритель начал уставать
Савик Шустер
Киев
Украинский телезритель, в отличие от российского, неоднороден. Запад, восток и центр Украины по вкусовым соображениям очень сильно отличаются друг от друга. Запад больше смотрит европейский продукт, восток — российский, Киев — абсолютно все. Около 30–35% смотрят политические программы, что является следствием бесконечных политических баталий. Хотя зритель и начал уставать: рейтинги свидетельствуют, что люди начинают тяготеть к развлекательному формату. Свою роль тут сыграл экономический кризис: хочется забыть о настоящем. Впрочем, общенациональные политические ток-шоу по-прежнему забирают 15–20% аудитории. Шоу «Шустер-live» — политическое ток-шоу — идет по пятницам и длится 4 часа. Оно посвящено событиям недели, причем не только политическим, и включает в себя разные элементы: дискуссия в студии, прямые включения, телемосты.
На Украине кризис по телевидению ударил сильнее, чем, скажем, в России или других европейских странах. Рынок рекламы сократился, по разным данным, в 3–4 раза. Тем не менее 16 каналов — и все пока живут. Пристрастия у рекламодателей самые разные: пиво и водка идут в спортивные и развлекательные передачи, реклама банковская и финансовая — в политические.
1 Компания, которая ежедневно подводит рейтинги телепрограмм.