#Культура

#Суд и тюрьма

«Будут читатели — будут писатели»

2009.06.04 |

Иличевский Александр

Александр Иличевский — The New Times

Лауреат премии «Русский Букер», трижды финалист премии «Большая книга» Александр Иличевский выпустил вторую книгу рассказов «Ослиная челюсть». О том, зачем он встает каждый день в пять утра и чем литература лучше науки, писатель рассказал The New Times

К 21 году — честное слово! — я не знал никаких художественных книжек, кроме прочитанных в глубоком детстве. И когда впервые в жизни я открыл Бродского, то очень-очень сильно удивился: я даже не подозревал, что в гуманитарной области может быть нечто, обладающее таким богатым, глубоким и неожиданным смыслом. Я и не думал, что обыкновенные слова, составленные в строчки, могут произвести на меня примерно то же впечатление, что и формулы.

Решение задачек

Ведь я очень рано занялся наукой — с 12 лет. Мне было это настолько интересно, что довольно долгое время я не занимался ничем другим: по 18 часов в сутки в течение 8 лет для меня существовали лишь физика и математика1. Даже ночью решал задачки. У нас в классе было любимое развлечение: перед сном мы прочитывали 1–2 задачки, чтобы поразмышлять о них в процессе засыпания, а утром вставали и записывали решение. Так мы экономили время. Кроме того, как известно, на грани яви и сна активизируются творческие центры мозга, и это сильно помогает в поиске решения задач — и не только школьных.

Когда я учился на физтехе, у меня появился приятель, баловавшийся написанием научно-фантастических рассказов — и это меня уже как-то... насторожило. А потом сам попробовал писать — стихи. И это увлечение, возникшее как-то непоправимо и в одночасье, стало для меня гибельным. Я уже ничего не мог с собой поделать. Как выяснилось, литература глубже науки — для меня. Я знаю блестящих ученых, для которых наука гораздо более глубокая вещь, чем литература. Но если их заставить рассказать о своем опыте общения с мирозданием, то появится, как я подозреваю, очень хорошая литература.

Как многие писатели, я хотел бы, чтобы моя литература была «фундаментальной»,  «страшно далекой от народа». Хотя мне нравится, когда, читая мои книги, кто-то чтото понимает, но по большому счету я делаю ставку только на Господа: если Он поймет то, что я написал, это уже хорошо.

Толстой — подспорье

Сейчас с романом проблемы. Хотя это очень популярный сегодня жанр, но роман в его классическом понимании — с большим просторным повествованием, сюжетом, который должен в итоге привести к серьезным выводам, — я бы, честно говоря, уже не стал читать. Я бы предпочел Льва Николаевича открыть — и все.

Толстой и Достоевский — огромное подспорье, это два инструмента, с чьей помощью можно и нужно писать. Но полностью находиться в этих колеях совершенно бессмысленно. Что значит пользоваться методами того или иного писателя? Это означает припадать к источнику языка, который ими разработан, заимствовать этот язык, пытаться с его помощью сделать что-то свое. А это совершенно безнадежное дело. Поэтому, когда мы говорим о новой форме произведения, мы говорим, по сути, о новом состоянии языка. Форма и создается для того, чтобы этот язык обрел звучание. Мое непреложное убеждение — и хоть застрелите меня, но я от него не откажусь: писатель для того и существует, чтобы работать с языком. Или чтобы язык работал с этим писателем — тут возможен двоякий подход. В идеале, конечно, писатель ни в коем случае не может навязывать себя языку, а стараться быть его инструментом.

Воровали меньше всех

Роман «Матисс» — это мой глубочайший поклон нашему поколению, тем, кто родился в 70-е2. На самом деле еще рано оценивать нашу роль... Но мы люди времени перемен, когда в новой России происходило все самое существенное, светлое и романтичное. Люди в 19–20 лет особенные. Они неизбежно впитывают существующую вокруг них реальность и стараются ввести ее в плоть своего сознания. Поэтому мы и представляли собой то время, конец 80-х — начало 90-х. Другое дело, что нам и по голове давали не меньше, чем остальным. Очень многие из нас (по крайней мере, люди моего круга) уехали из этой страны, другие безвозвратно увязли в ней, потому что диапазон благосостояния в России огромен... Но все-таки хочешь не хочешь, а надо признать: то малое и лучшее, что сделано в России, сделано нашим поколением. И мы воровали меньше всех.

Премии вместо экспертов

Литературные премии в России нужны, но только потому, что здесь не существует должного экспертного сообщества. Ведь что такое эксперт? Это человек, чьи знания в какой-то области находятся на высочайшем, экстраординарном уровне. В области литературы у нас таковых 15 человек максимум во всей России, а в идеале их должно быть 150 на нашу страну. Такое количество экспертов есть в Америке, это я совершенно точно знаю.

Как двигаться вперед писателям, если у нас не будет премий? С помощью пиара. А это нечестная игра, потому что при определенном количестве денег можно заставить продаваться любые вещи.

Сегодня есть много замечательных писателей. Но главный вопрос не в том, чтобы позаботиться о них. Вопрос заключается в том, как позаботиться о читателях, как повысить уровень читателя, чтобы этот уровень создал рынок для писателей. Будут читатели — будут писатели.

Роман — это воронка

У меня очень много работы, и времени мало на что хватает. Если ты встал в пять — половине шестого утра, то можно все успеть. Я работаю веб-редактором на радио «Свобода», и основная моя обязанность — представить на нашем сайте материалы, которые выходили в эфире, перевести устную речь в письменную. Также занимаюсь интернет-журналистикой. У меня часто возникало желание уволиться, наконец, и заняться писаниной где-нибудь в деревне, но куда увольняться сейчас, с кризисом этим... Денег нет — на что семью содержать? Надо работать. Пишу только утром.

Состояние писателя — это глубокая шизофрения. Глубочайшая, неизлечимая. Иногда выныриваешь из нее и думаешь: господи, где я? Зачем я, что я?.. Шутки шутками, но состояние писателя одновременно счастливое и проклятое. Роман — это воронка. Начиная писать, понимаешь, что бытие закручено вокруг этого романа, он всасывает в себя абсолютно все! И все, что к роману не относится, как бы и не существует...

Александр Иличевский родился в 1970 году. В 1993 году окончил факультет общей и прикладной физики Московского физикотехнического института по специальности теоретическая физика. Занимался научной работой в Израиле и США. Автор книг стихов, романов, сборников рассказов. Финалист премии «Большая книга» (2005, 2007, 2008), лауреат премии «Русский Букер», обладатель ряда других литературных премий.

_______________

1 Иличевский учился в Физикоматематической школе имени академика Колмогорова при МГУ.

2 Роман «Матисс» — финалист Национальной литературной премии «Большая книга» (2007), лауреат премии «Русский Букер» (2007).

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share