Проходящий в Каннах 62-й международный кинофестиваль в очередной раз доказал — в кино еще осталось пространство для эксперимента и открытий
«Это была наша мечта — увидеть, как несколько сотен людей в смокингах и вечерних платьях наденут стереоочки», — сказал креативный директор студии Pixar Джон Лассетер на пресс-конференции, посвященной историческому событию: Каннский фестиваль, пребывающий в вечном поиске форматов и активно заигрывающий с новыми технологиями, впервые открылся мультфильмом. Причем не простым, а трехмерным (по такому случаю даже постоянную заставку — «Золотую пальму» — сделали объемной).
Артхаус за $175 млн
Мультфильм Пита Доктера «Вверх» в гораздо большей степени рассчитан на взрослых зрителей, нежели прежние работы Pixar — те же культовые «Истории игрушек» или «В поисках Немо». Главный герой — бывший продавец воздушных шариков пенсионер Карл Фридриксен, который вместе с женой мечтал о приключениях, но лишь овдовев, решился на путешествие, причем вместе со своим старым домом. Здесь как всегда много изобретательных деталей и смешных персонажей (сторожевые собаки, например, разговаривают при помощи декодирующих лай ошейников), есть несколько пенсионеров, дерущихся костылями и вставными челюстями... Но в результате получилось лирическое высказывание об упущенных возможностях, поверженных кумирах, о расставании с прошлым и надежде, которая не покидает человека, пока он дышит. «Вверх» — своего рода парадокс высокобюджетного кино, настоящий артхаус за $175 млн.
В России мультфильм выйдет в прокат 28 мая, причем в части кинотеатров покажут открывшую Каннский фестиваль стереоверсию — зрителям будут выдавать специальные очки.
Цензурная лихорадка
Конкурс художественных полнометражных фильмов открылся картиной главного диссидента современного кинематографа — китайского режиссера Лоу Е. Три года назад он без одобрения цензурного комитета КНР показал в конкурсе Каннского фестиваля эротическо-политическую драму «Летний дворец» про взросление студентки, однокурсники которой выходят на площадь Тяньаньмэнь, и получил (уже не в первый раз) пятилетний запрет на профессию. Рассказывают, что в тот год Е претендовал на приз, но президент жюри Вонг Кар Вай испугался негативных последствий для собственной карьеры.
«Весеннюю лихорадку», свой новый фильм, режиссер в нарушение всех предписаний снял на родине (хотя мог бы за границей), нелегально, при помощи нескольких цифровых камер.
Герои фильма, двое молодых мужчин — тайные любовники, а гомосексуализм в Китае считается психическим заболеванием. В любовную историю вовлечены еще несколько участников: жена одного из героев, детектив, которого она нанимает, подружка детектива — работница на подпольной фабрике. Никакой политики, только драма — современный Китай в картине восстанавливается по мелким деталям, вскользь оброненным фразам. Хозяин хочет закрыть фабрику и открыть легальное производство, но попадается полиции, от которой благополучно откупается; гомосексуализм под запретом, обвинения в нем способны разрушить человеческую жизнь, но полуподвальные частные гей-клубы процветают.
Фильм Лоу Е — история преодоления внешних обстоятельств: запрета на профессию, связанных с этим технических трудностей, вынуждающих решать сложные, в том числе и с эстетической точки зрения, задачи ради единственной цели — кинематографа.
Жажда кино
Самая нетривиальная история любви (есть подозрение, что таковой она и останется до конца фестиваля) рассказывается в конкурсной картине «Жажда» корейского режиссера Чхан Ук Пака. Пять лет назад его «Олдбой» «осчастливил» — дословно — председателя жюри Квентина Тарантино, вручившего фильму Гран-при. А теперь два этих режиссера — соперники в гонке за «Золотой пальмовой ветвью».
«Жажда» (знатоки догадаются по названию) — это вампирская драма про католического священника, который из человеколюбия отдает себя неким ученым для экспериментов, заражается вирусом, чудом выживает, обретает в глазах паствы статус святого-исцелителя, но не может жить без человеческой крови. Потеря веры, необходимость убивать, чтобы выжить, проблема самоубийства, любовь как потребность отдавать и получать... Ключевые философские и психологические вопросы Пак извлекает из физиологии, из плоти, из самого нутра, в бешеном ритме разбрызгивая вокруг фонтаны крови.
Смотреть за этим порой больно, но бесконечно интересно: Пак — пример того, что темп и изобретательность не отменяют глубины.
Ну а за пределами кино 21 мая в Каннах состоится традиционный благотворительный обед и аукцион «Кино против СПИДа». В предыдущие годы в подобных обедах принимали участие суперзвезды кино и шоу-бизнеса: Шерон Стоун, которая танцевала под аккомпанемент сэра Элтона Джона и Ринго Старра, Шон Пенн и Джонни Депп. В этом почетным гостем станет один из самых известных шоуменов политической сцены — 42-й президент США Билл Клинтон.
Впрочем, можно не сомневаться: сколь бы громкие имена ни занимали внимание тысяч людей, приехавших сегодня в Канны, фамилия режиссера, который 24 мая будет удостоен «Золотой пальмовой ветви», затмит всех.