Поздравляю! Надежды наши не были напрасны: Америка оказалась страной дураков. Такой вывод можно сделать после прочтения книги гражданина США Билла Брайсона «Страна Дяди Сэма». Он почти двадцать лет не был на родине, вернулся и начал изумляться. Удивление свое выражал в колонках, которые публиковал журнал Day and Night. Эта книга — сборник колонок Брайсона — подарок всем, кто не любит Америку. Никогда там не был, но не любит. Таких, как известно, у нас много.
Вот несколько цитат им на радость. «Каждый год более 400 тыс. американцев травмируются собственными кроватями, матрасами и подушками». «В телепрограмме «Мир сегодня» было 22 сюжета, и все — об Америке». «Одна компания объявила, что работник, который выкурил сигарету раньше, чем за 45 минут до прихода на работу, подлежит увольнению». «Отсутствие мозгов у большинства американцев сейчас трудно не заметить. Это феномен сейчас хорошо известен как «тупеющая Америка».
Но если вглядеться в «Страну Дяди Сэма», то все окажется гораздо сложнее. Чувствуешь, как любит Брайсон своих героев, простых американцев, и сам проникаешься к ним симпатией. И чем сильнее он иронизирует над собой и согражданами, тем яснее становится: эта ирония свидетельствует об огромной силе страны, о которой он пишет.
Там, за океаном, проблемы схожие с нашими: призывают остановить миграцию, поскольку она «снижает качество нашей жизни», отчаянно протестуют против засилия рекламы на ТВ и ничего не могут с ней поделать. Американская бюрократия в описании Брайсона заставляет умилиться: есть там, в стране Дяди Сэма, родные братья наших чиновников. И в ощущении многих американцев, что на планете существует только Америка (44% американских школьников не смогли назвать ни одной страны в Азии), тоже есть что-то родственное многим из нас, бесхитростно полагающим свою страну центром мира.
Эта книга — мини-энциклопедия, непритязательная, невсеохватная. «Страна Дяди Сэма» подобна обзорной экскурсии: неглубоко, но познавательно. Восхищение Брайсона «просто жизнью» может вывести из себя русского читателя, экзистенциально настроенного, традиционно находящегося в поиске ответов на «последние вопросы». А Брайсон поет оды газонокосилке, умиляется полуфабрикатами и вообще ни разу не задается вопросами мировоззренческого порядка. Жизнь прекрасна, и она станет совсем совершенной, как только все научатся правильно заполнять документы и избавятся от служащих, невежливо отвечающих на телефонные звонки.
Эта книга описывает бытовую сторону жизни людей, о которых нам рассказывали и продолжают рассказывать множество небылиц. Ведь с Америкой большинство наших сограждан долгое время находилось в весьма напряженных отношениях, понятия о ней не имея. Как говорила героиня Татьяны Дорониной из фильма «Три тополя на Плющихе»: «В Америке страшно». Шестидесятники, наоборот, «ее не знали, но в нее верили. Огромная, еще не открытая страна целиком помещалась в радостном подтексте советского сознания», — писали Петр Вайль и Александр Генис.
США до сих пор вызывают в наших соотечественниках самые яркие эмоции: восторг и зависть, неистовое преклонение и неистовую ненависть. Америку догоняли и перегоняли, выхватывали знамя демократических ценностей, потом топтали его, настоятельно требовали помощи, а получив ее, чувствовали себя униженными и все больше обижались. Провинциализм сознания: выстраивать свое существование, исходя из ненависти или любви к тому, кто, возможно, о тебе и думать не думает. Мне кажется, книга Брайсона, где с такой симпатией описаны просто люди, нелепые и смешные, со своими слабостями (а не гордые носители демократических ценностей и не злодеи, днем и ночью вынашивающие заговоры против мира во всем мире), — появилась очень вовремя. Ведь мифы об Америке опять набирают силу.