#Культура

Русь загробная

2010.11.28 |

Ксения Ларина

«Мертвые души» на фестивале NET
Мертвым не больно. На фестивале NET (Новый европейский театр) москвичи увидели рижский спектакль Кирилла Серебренникова, поставленный им в Национальном театре Латвии. «Мертвые души»  по-латышски получились тем острым обжигающим блюдом, которого так не хватает в нашей «больничной столовой» с привычными манными кашами и пресными жидкими супчиками

Вырвавшийся на свободу Серебренников вместе с десятью латышскими артистами заперся в средневековом замке, где в течение двух недель и сочинял свое наглое вольнодумство на заданную Гоголем тему. «Мертвые души», как известно, Гоголь написал в Риме. Взгляд на Русь из-за стен ее бывшей колонии оказался не менее радикален. Герои говорят на латышском, но поют на русском — композитор Александр Маноцков написал для спектакля семь зонгов на тексты лирических отступлений Гоголя. Получились по-брехтовски вызывающие вокальные новеллы, исполненные артистами под аккомпанемент живых инструментов — пианино, виолончели и ударных. Песни остаются в памяти. Говорят, их насвистывал даже сам Раймонд Паулс на премьере в Риге. Сценографию для спектакля и костюмы придумал сам Кирилл Серебренников. Сочинительская режиссура без оглядки на «можно» и «нельзя» — лучшее, что может предложить современный театр. Если он свободен от предрассудков.

IMG_0679a_opt.jpeg
Гробы российского производства Чичикову явно не по размеру

Русь загробная

Нет никаких бескрайних дорог и бойко позвякивающих «троек», нет ни маниловских райских кущ, ни роскошных обедов у Собакевичей, ни губернаторской дочки в свадебном убранстве. Русь у Серебренникова — это фанерный ящик со скошенными углами, а проще говоря — свежевыструганный гроб. В подобных гробах обычно оказываются герои триллеров и, изнемогая от удушья, истерично щелкают зажигалкой в поисках выхода.

В отличие от триллеров в этом «гробу» давно и вольготно живут люди — немногословные мужики в майках-алкоголичках, которые приспособили затхлое пространство под гараж и вот катают себе туда-сюда автомобильные покрышки, на них же разливают по стаканам водку, ими же, покрышками, и закусывают, методично отрезая от них острым ножичком кусочки черной резины.

Мужикам здесь хорошо. Хорошо — без окон, без дверей, без неба, без леса, без речки, без соловьев, без солнца, без дождя, воздуха, без воли. Провалившийся в загробную коробку Чичиков долго примеряется к высоте и ширине, буквально втискивает себя в это узкое пространство и так, в полускрюченном состоянии, запускает свою гениальную, как ему кажется, авантюру по скупке мертвых душ. Увлеченный собственной изобретательностью, он не замечает очевидного: обитатели деревянного подземелья разыгрывают перед ним свой спектакль и, подобно гоголевским игрокам, виртуозно заманивают чужака в свои бесовские сети, не давая ему опомниться.

Изможденный к финалу Чичиков в отчаянии выпрыгивает в окно (знать бы, кто предусмотрительно его прорубил в этом склепе?) и бежит, не оглядываясь, от этой мрачной затягивающей норы.

IMG_0634a_opt.jpeg 
Свадьба Чичикова кончилась кошмаром: вместо губернаторской дочки ему подсунули Ноздрева

Между дыбой и псарней

За два с половиной часа Чичиков пройдет все круги местного ада, прикидывающегося раем для деловых и предприимчивых аферистов. Роли расписаны как по нотам: от сладкой парочки Маниловых с их дебильными детками-гопниками с античными именами до сумасшедшего некрофила Плюшкина, смердящего существа в обносках, колдующего над трупами, любовно уложенными штабелями прямо в столовой. Чета Собакевичей устроит Чичикову допрос с пристрастием и применением пыток — тут же в кабинете Собакевич вынет из ящика стола пухлую папку с протоколами и резко направит гостю в лицо настольную лампу. Рядом его улыбчивая супруга будет зазывно готовить пыточную дыбу. В страхе Чичиков бросится в тут же расположенный гальюн, вырвав из услужливых рук пачку мятых советских газет.

Ноздрев предстанет в приспущенных несвежих трениках, с голым вываливающимся животом и в сопровождении лающих псов (полуголых мужиков в солдатских кальсонах и собачьих масках, скрывающих лица). Цепные псы будут весело и зло кружить вокруг Чичикова, угрожающе скалиться и бесстыдно тереться о его колени. Вырваться из ноздревской псарни можно только ценой покупки отменного жеребца, чей череп гордо продемонстрирует захлебывающийся своим всесилием хозяин. Ноздрев говорит с лающим акцентом, на голове у него — откуда-то взявшаяся тюбетейка, на голом теле болтается нестираный длинный шарф, в руке — пистолет. У Ноздрева наглый бесстыдный взгляд и блуждающая улыбка Рамзана Кадырова. Он единственный, кто свою мертвечину никому не сдаст. Сам загонит. Он единственный, от кого не убежишь. Именно Ноздрев явится к Чичикову на свадьбу в образе дьявольской невесты, почти «панночки», и «одарит» оцепеневшего от ужаса жениха долгим вампирским поцелуем.

IMG_0531_opt.jpeg 
Персонажи «Мертвых душ» затягивают Чичикова в свой бесовский спектакль

Игра со жмуриками

Десять актеров, играющих в спектакле и мужчин, и женщин, и лошадей, и собак, и детей, делают это с каким-то злым азартом, обозначая переход из одной роли в другую лишь деталями одежды и оставаясь при этом совершенно бесполыми, бестелесными. Бабье царство Коробочки Серебренников рисует, как остров сирен, зазывающих в пухлые перины случайно встреченных прохожих. Тетки, бабки, приживалки в нелепых чепцах и бесформенных юбках обступают Чичикова, как одуревшие без ласки заключенные в женской зоне, истерично раздевают его до трусов и похотливо теребят детали его одежды, любовно разглаживая на коленях то рубашку, то брюки, то пиджак, то носки. Перечисление умерших крестьян превращается в бесконечный бабий вой, и от этого кладбищенского кошмара становится не по себе.

Затеяв опасную игру с мертвяками, Чичиков не замечает, как сам становится мертвецом. Его одинокий банкет в честь скупленных жмуриков больше похож на сумасшедший бал с тенями, где в роли потусторонних гостей выступают прозрачные пластиковые стаканчики, которые он наполняет вином, как кровью, и торопливо расставляет их на длинном деревянном столе.

«Русь, чего ты хочешь от меня?» — устало запоют герои спектакля, расположившись на своих черных покрышках. И этот вопрос, заданный на чистом русском языке, как и положено, останется без ответа. Тем более что окончание этой цитаты мы тоже помним: «Русь, чего ты хочешь от меня? — спрашивал Гоголь. — Какая непостижимая связь таится между нами?» По Серебренникову связь очевидна — та, что связывает мир живых с миром мертвых. Та, от которой вечно хочется освободиться, но от которой не освободиться никогда.
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share