Дети просят взрослых: остановитесь! 5 февраля в столице Германии откроется Берлинале. Уже тридцать второй раз на этом фестивале наряду с художественными фильмами со всего мира показывают кино для детей, подростков и молодежи. Оценивает их жюри из двенадцати берлинских детей в возрасте от 11 до 14 лет: они и вручат победителю «Стеклянного медведя». Корреспондент The New Times посмотрел фильмы до начала фестиваля и увидел, что почти все киноленты — грузинские, турецкие, корейские — посвящены страданиям детей
На участие в фестивале претендовало более тысячи детских и молодежных картин. Отобрали всего тринадцать. Среди выбранных фильмов — мало веселых и смешных, и ни один не оставляет равнодушным.
Отцы предают детей
У Тедо глаза затравленного зверя. Двенадцатилетний мальчик ищет своего отца. Грузинский режиссер Георгий Овашвили отправляет Тедо из Тбилиси в Абхазию. История путешествия по разрушенной стране не может иметь счастливого конца. Дом, где Тедо раньше жил, разрушен, как и многие другие, а у отца давно уже новая семья.
Тедо, которого пугающе хорошо играет Тедо Бекаури, с экрана смотрит в темноту кинозала. Он сидит на ржавом автомобильном прицепе на фоне разбитого здания вокзала. Он ждет товарный поезд. Потому что его опять вышвырнули из машины. Причин тому множество — он грузин, а не абхаз, а еще ему не все равно, что на заднем сиденье этой машины насиловали девушку. Его взгляд ищет помощи, и он всегда настороже — контролирует любое движение собеседника, чтобы в случае чего быть готовым защититься или убежать.
Фильм «Другой берег» — самый беспощадный и ошеломляющий из фильмов нынешнего Берлинале, посвященных детям. Режиссер показывает, как разруха в окружающем мире продолжается в умах и душах людей, непосредственно ею затронутых. И как неисправимо ломает война тех, кто в ней меньше всего виновен — детей.
В турецком фильме «Момо» маленькая Аис огромными карими глазами смотрит сквозь грязное заднее стекло «мерседеса» на своего старшего брата, пытающегося угнаться за ним на велосипеде. Она кричит. Девятилетний Ахмет исчезает в облаке пыли... Так заканчивается фильм режиссера Аталая Тасдикена. В фильме рассказывается подлинная история, у которой много общего с киноповествованием Георгия Овашвили. Родители предают и покидают своих детей. Отец Аис и Ахмета снова женился после смерти супруги. Уйдя жить к новой жене и ее сыну, он оставил детей своему дряхлеющему отцу...
На фоне красивейшего ландшафта анатолийской деревни отец проходит мимо своих детей, даже не здороваясь с ними. Девятилетний Ахмет пытается быть для своей сестры одновременно матерью, отцом и братом. По ночам они лежат, крепко прижавшись друг к другу, на чердаке старого дома, смотрят в ясное звездное небо и разглядывают единственное фото матери, которое у них есть. Только когда Аис засыпает, Ахмет вновь становится ребенком и плачет.
Два режиссера, грузинский и турецкий, оба из стран, где мужчины традиционно имеют больше прав и свобод, чем женщины, тихо и проникновенно рассказывают о руинах, которые оставляют после себя отцы, когда уходят из семьи. Но именно благодаря спокойной интонации эти фильмы становятся кричащим обвинением.
Наследники индейцев
В фильме «Безлесая гора» южнокорейскоамериканского режиссера Со Юн Кима отец не появляется вовсе. Когда-то он ушел. Брат и сестра Джин и Бин, шести и четырех лет, совсем его не помнят. Но потом уходит мать. Хрупкая конструкция из любви и стабильности разбивается вдребезги, и шестилетняя Джин теряет способность говорить. Редко у актера, исполняющего главную роль, так мало текста. Героиня Ким Ксе Йонг говорит глазами — это смертельно печальные глаза в почти безжизненном теле. Только ненавязчивая забота бабушки вновь вдыхает жизнь в маленькое тело. На фоне чудесного холмистого ландшафта Южной Кореи Джин поет радостную летнюю песню.
В документальном фильме Эухенио Полговски «Наследники», первом документальном фильме для детей в истории Берлинале, девочки и мальчики поют часто. В основном они тихо мурлычут что-то себе под нос. «Наследники», то есть потомки американских индейцев, живут в домиках из гофрированного металла в лесах Мексики. Они целыми днями работают, а режиссер и камера наблюдают за ними. Эти дети мало разговаривают, а Полговски ни о чем не спрашивает.
Они не кажутся несчастными, просто занятыми, довольными или уставшими. Режиссер сопровождает их в поездке на грузовике до бесконечных томатных полей и наблюдает за трехлетней девочкой, терпеливо бросающей помидоры в ведро, которое едва ли не больше ее самой. Он видит двенадцатилетнего пацана, который занимается резьбой по дереву, и пятилетнюю девчонку, пекущую кукурузные оладьи.
Эухенио Полговски создал кинематографический памятник детям, тяжело работающим в мексиканской провинции. Однако вместе с тем он показывает совершенно будничное жизненное пространство, где дети чувствуют себя защищенными и уверенными в будущем.
Мальчики и девочки из глухой мексиканской провинции улыбаются гораздо чаще, чем их сверстники из Турции, Южной Кореи, Грузии... Невозможно представить, чтобы в среде «наследников» случилось то, что произошло с грузинским мальчиком Тедо — он схвачен милицией, взрослые мужчины хотят повеселиться и заставляют его плясать. Ради спасения своей жизни он танцует. Глаза полны слез и ужаса.
Программу 59-го Международного кинофестиваля в Берлине составили 386 картин, в том числе 14 мировых премьер. Среди самых ожидаемых фильмов Берлинале — «Интернэшнл» Тома Тыквера, «В электрическом тумане» Бертрана Тавернье. В основном конкурсе фестиваля нет российских лент. Отечественные картины будут представлены на конкурсе короткометражного кино («Девять пролетов вместе» Александра Караваева) и вне конкурса («Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова).