Резиновое счастье. Еще совсем недавно резиновые сапоги ассоциировались с «колхозом», «деревней» и «непролазной грязью». Но всего за пару десятилетий они сделали головокружительную карьеру и стали частью того, что идет под лейблом «гламур» и «стиль». The New Times — о том, как не сесть в калошу, выбирая осеннюю обувь
Думается, не только в деревне или райцентре, но и в самой столице едва ли встретишь столь оснащенного и обеспеченного всем, чего душа пожелает, человека, как Михаил Демин. ...Случается, напяливает на себя какой-нибудь клетчатый пиджак или кожаную куртку, но вида все равно нету, потому что джинсы или вельветовые брюки приходится заправлять в подвернутые под коленями, а то и натянутые по самую задницу резиновые болотные сапоги.
Юрий Нагибин. «В дождь»
Манекенщица Кейт Мосс пять лет назад запустила
моду на резиновые сапоги, появившись в них на музыкальном фестивале |
Так вышло, что самая высокооплачиваемая манекенщица запустила новую — причем недорогую — моду, которой покорились короли fashion-индустрии. Celin, Emilio Pucci, Burberry, Prada, Salvatore Ferragamo, Kenzo, Marc Jacobs и еще многие другие. Сегодня коллекции этих фирм немыслимы без дизайнерских резиновых сапожек. Модели новых коллекций представлены и в однотонной гамме, и со стильными принтами: «полоска», «леопард», «цветы» — все, на что хватит фантазии. Да что там: автор этих строк и сама чуть было не стала владелицей эффектных красных сапожек с портретом Мэрилин Монро (не случилось на тот момент каких-нибудь двенадцати тысяч рублей). Дутые и плоские, со стразами и без, такие сапоги придутся по вкусу даже самой взыскательной моднице. Кстати, и модницы вполне заслужили, чтобы ногам даже осенью было сухо.
Эпатировать по-русски
В 1960-х все начиналось похоже. Тогда резиновые сапоги тоже пришлись ко двору благодаря образам, созданным в кино Катрин Денев и Одри Хепберн. В красоток в резиновых сапогах, болоньевых плащах и трогательных косынках влюблялось поколение двадцатилетних. С 1980-х в ходу уже новые технологии и материалы (специальные сохраняющие тепло вкладыши, красители и т.д.), позволившие воплотиться самым смелым дизайнерским фантазиям. Именно в это время резиновые сапоги приобщаются к высокой моде. Естественно, сохраняя — даже по сей день — привкус эпатажа.
В России резиновые сапоги любят не только из-за Катрин Денев или Кейт Мосс. Калоши, ботики, детские сапожки и настоящие резиновые сапоги — это целая история нашей страны. Да, на Западе они ассоциируются прежде всего с охотниками, фермерами, путешественниками. Наши ассоциации другие: если резиновые сапоги, значит, лесоповал, места лишения свободы, в лучшем случае командировка в подшефный колхоз или выезд научных сотрудников на овощную базу. А корпулентные дамы в оранжевых безрукавках, укладывающие шпалы? Они наверняка бы очень повеселились, скажи им кто-нибудь, что зарубежные кинодивы будут щеголять в резиновых сапогах, которые стоят больше, чем годовая зарплата любой укладчицы, будь она даже передовиком производства.
Блестящая деревня
Вообще же резиновым сапогам нет и двухсот лет. Это XIX век дал миру технологию производства синтетического каучука, что сделало возможным производство резиновой обуви. Началось все с калош. Причем, едва появившись, эта практичная обувь стала не только предметом первой необходимости, но и символом щегольства. Особенно среди деревенских жителей, которые носили калоши не в сырую погоду, а скорее из желания помодничать. Особенно популярны калоши были у деревенских парней, которые воспринимали атрибуты городского мира как доказательство своего умения зарабатывать и тратить деньги.
Сапожки сегодняшних модниц — наследники ботиков (в центре), которые носили их бабушки
Вот портрет такого «горожанина» из чеховской повести «В овраге»: «Сын сельского фабриканта Анисим Цыбукин приехал домой за три дня до своей свадьбы во всем новом. На нем были блестящие резиновые калоши и вместо галстука красный шнурок с шариками». А это уже Владимир Немирович-Данченко, из очерков об Архангельске: «Деревенские парни ходили по праздникам в черных сюртуках, в калошах, с дождевыми зонтиками в руках при совершенно сухой и ясной погоде». Дополним картину портретом молодого самоварщика из «Нравов Растеряевой улицы» Глеба Успенского: «Он был одет во все новое... шея повязана носовым платком, узкие выростковые сапоги, надетые на шерстяные чулки, и, наконец, глубокие калоши».
В конце 50-х носить сапоги с отворотом, как у героини Брижит Бардо, было особым шиком
Да, калоши пришли в деревню из города и стали модной деталью костюма, приметой деревенского пижонства. В городской же среде калоши прежде всего были символом достатка. У Чехова можно найти множество примеров, когда бедность героя подчеркивается именно отсутствием калош: «Молодой человек, лет восемнадцати... в поношенном облезлом пальто и без калош старательно вытирает свои большие неуклюжие сапоги о подстилку, причем старается скрыть от горничной дырку на сапоге, из которой выглядывает белый чулок».
Добрые старые калоши надевали и поверх ботинок,
и на туфли, и на валенки |
Век калош
Придумали калоши то ли индейцы Южной Америки, которые погружали ноги в каучук, то ли древние галлы, которые для защиты от грязи носили футляры для обуви — gallicae. Как бы там ни было, человечеству требовалось сперва изобрести каучук, чтобы обуться в резиновые сапоги и калоши.
В XIX веке резиновая промышленность выпускала в основном калоши. В 1792 году англичанин Самуэль Пиль запатентовал свой метод изготовления тканей, пропитанных скипидарным раствором каучука, а через десять лет другой англичанин, сапожник Рэдли, изготовил из такой ткани первые чехлы для обуви, похожие на лапти, которые надевались поверх туфель и сапог. Их-то, скорее всего, и нужно считать первыми калошами. Осенью эта обувь была незаменима, но летом начинала плавиться, а в мороз трескаться. Проблему устойчивости к разной температуре пытался решить в 1823 году Чарльз Макинтош, открывший знаменитую фирму по производству плащей-дождевиков. Он смешивал каучук с различными наполнителями (сажей, маслами, серой), пытаясь изменить его свойства. И лишь в 1839 году американский исследователь Чарльз Гудьир, случайно нагрев кусок такой ткани, открыл метод вулканизации, с помощью которого каучуковую смесь превращают в резину.
В 1859 году в Петербург прибыл немецкий предприниматель Фердинанд Краузкопф, открывший в столице завод резиновых изделий «Треугольник». Вскоре завод стал самым известным производителем калош в России, а затем и в СССР («Красный треугольник»). Незаменимыми и всегда востребованными калоши были и остаются в Азии и на Кавказе. Их носят как на босу ногу, так и на сапоги (ичиги). В российских деревнях калоши тоже не выходят из моды, и валенки с калошами по-прежнему вещь незаменимая. «Без галош элегантнее — это ложь! Вся элегантность от наших галош» — такой слоган, не устаревший до сих пор, придумал в свое время Владимир Маяковский для «Резинотреста».
Подтянуть резину
Если сапоги вернулись в моду, почему бы не вернуться и калошам? А заодно, кстати, и ботикам. Эти резиновые изделия надевались поверх выходной обуви и были, так сказать, двухсоставными: низ — из резины, по типу калош, верх — из войлока тонкой выделки или из кожи, с подкладкой или без. Верх ботика застегивался на особые пуговицы, а в стельке имелась специальная выемка для каблука. Помочь даме снять или надеть ботики считалось большой честью. Гимназисты выстраивались в очередь, чтобы помочь обуться гимназисткам. И сбивали, как в песне поется, рыхлый снег с каблучка они, скорее всего, с ботиков.
В таких сапогах «Наши» митинговали перед украинским
посольством в Москве 4 февраля 2010 года, перед вторым туром президентских выборов на Украине |
Дизайнерские модели из Франции
|