#Главное

#Театр

Драма абсурда

2010.10.08 |

Антонова Екатерина

Как провезти спектакль через границу

Драма абсурда. Спектакли и выставки застревают на границе — из-за нелепых правил и неграмотности таможенников

174-19-01.jpgВыставка картин французских классиков из парижского Центра Жоржа Помпиду откроется в Эрмитаже не 5-го, как планировалось, а 13 октября. Предметы искусства застряли в аэропорту: неделю не могли утрясти возникшие таможенные формальности, необходимые при перевозке через границу ценностей такого рода. Публика волновалась, но тут, по крайней мере, речь шла о шедеврах мирового значения. С трудностями же сталкиваются практически все, кому приходится перевозить через границу фургоны с декорациями и оборудованием для концертов и спектаклей. Организаторы фестиваля NET (Новый Европейский Театр) отменили несколько лет назад гастроли спектакля, который ждала вся Москва. «Соня» Нового рижского театра в постановке Алвиса Херманиса не доехала из-за очередей на таможенном посту Латвия — Россия. «Проблема в том, что въезд на территорию России из Европы слишком узкий — Финляндия и Латвия, а транспорта идет много, — рассказала директор фестиваля NET Евгения Шерменева. — На таможенном посту собираются огромные очереди из грузовиков. Какая тогда разница, что кто везет — театральный реквизит, лекарства? Кто может определить очередность в этом случае?»
Другой спектакль фестиваля, вильнюсский «Ромео и Джульетта» Оскараса Коршуноваса, не состоялся из-за того, что водитель фуры с декорациями решил ехать через Белоруссию, в которой не принимают транзитный АТА карнет.* * Карнет АТА — международный таможенный документ, заменяющий таможенные декларации и позволяющий осуществлять упрощенное и ускоренное оформление временного ввоза товаров в связи с проведением выставок и ярмарок, а также для перемещения через границу товарных образцов, профессионального оборудования и некоторых других категорий товаров.
Примеров такого рода хватает. Алексей Гончаренко, главный специалист кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ, говорит, что ему часто приходится слышать о проблемах с таможней от директоров российских фестивалей, на которые приглашают зарубежных участников: «Нередко бывает, что контейнер с декорациями простаивает на границе по несколько суток. Все нервничают, зрители купили билеты, а спектакль оказывается под угрозой срыва». С кукольными спектаклями проще: здесь российской стороне достаточно попросить своих гостей не декларировать декорации и реквизит, а прово­зить их как личный багаж участников спектакля. Многие гастролеры и сами предпочитают путешествовать налегке, поэтому просят найти необходимые для оформления детали прямо на месте выступления. Обычные стулья, ширму и несколько кубов без труда можно оты­скать в цехах любого театра.
Однако далеко не все проблемы решаются так просто. Декорации «взрослого» спектакля, который идет на большой сцене, в чемодане не увезешь. Европейским гастролерам зачастую сложно понять разницу в правилах перевозок внутри Европейского союза и за его пределами. Даже те театры, которые уже бывали в России и сталкивались с усложненными процедурами временного ввоза, говорят собеседники The New Times, забывают со временем, что у нас есть собственные таможенные законы. Эти законы не противоречат таможенным правилам АТА, но осложнены пересечением границы Евросоюза. Здесь и начинаются проблемы по урегулированию и согласованию правил перевозки.
Некоторые правила временного ввоза грузов в нашу страну кажутся европейским театральным людям абсурдными. Например, нельзя привозить свой грим или исходящий реквизит для спектакля (то есть вещи одноразового использования, которые «играют» на сцене: бумагу, свечи, гвозди), поскольку закон подразумевает идентичность ввозимого и вывозимого имущества. Специалисты говорят, что если хотя бы один гвоздь будет оставлен в России, формально это будет нарушением правил и повлечет за собой штрафы. Временный ввоз-вывоз, согласно международному законодательству, не облагается налогами, существует в отдельном правовом поле — в отличие от коммерческих грузов. Но не все сотрудники таможни знают это правило, поэтому у театров и возникают сложности. Кардинально решить проблему можно, считают организаторы фестивалей, только сняв границы, как в Европе. «Но ведь это нереально, поэтому надо просто заранее готовиться и все проверять и перепроверять», — подводит итог Евгения Шерменева.
Поэтому (поскольку никаких нормативных документов, облегчающих жизнь гастролеров, не предвидится) организаторы, чтобы перестраховаться, вынуждены приво­зить в Москву декорации и оборудование заранее, предпочитая оплачивать здесь дни простоя транспорта, но не рисковать на границе.
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share