#Главное

Эстафета сопротивления

2010.08.29 |

Антонова Екатерина

Эстафета протеста у памятника Владимиру Владимировичу

Эстафета сопротивления. Сегодняшние «несогласные» приняли ее от предшественников, которые читали стихи и говорили крамольные речи на Маяковке-Триумфальной в самые глухие годы советской власти. Как это было — вспоминал The New Times

Спасение в том, что сумели собраться на площадь
Не сборищем сброда, спешащим глазеть на Нерона,
А стройным собором собратьев, отринувших пошлость.
Б. Ахмадулина

Площадь Маяковского стала «местом собора» в 1958 году, когда на ней установили памятник поэту работы скульптора Александра Кибальникова. Во время официальной церемонии открытия кто-то из публики начал читать стихи, потом еще, еще, и в результате каждую субботу и воскресенье несколько сотен человек собиралось «на Маяке», чтобы послушать и почитать стихи, побыть среди своих. У подножия памятника выступали молодые Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, Ахмадулина, Окуджава. «Это — намоленное место в Москве, поэтическое», — сказал о Маяковке Евгений Евтушенко. «Для нас тогда кодом узнавания друг друга было знание стихов. Стихами мы перекликались. Жили стихами», — рассказала The New Times Людмила Поликовская, литературовед, автор книги, посвященной площади Маяковского.* * «Мы предчувствие... Предтеча... Площадь Маяковского 1958–1965». Для поколения, родившегося в начале 1940-х, чтения «на Маяке» определили все: и гражданскую позицию, и образ жизни. «Маяковский стал для нас символом чего-то нового, символом возвращения к чему-то важному, к ленинским нормам, как мы тогда говорили. Только что прошел ХХ съезд, и мы были, конечно же, под очень сильным впечатлением. Поначалу мы не читали антисоветских стихов, мы читали антисталинские стихи. Начали читать запрещенных, как Гумилев, и полузапрещенных, как Пастернак и Цветаева, поэтов. Читали и свои стихи, которые никогда бы не прошли советскую цензуру. Потом стали перепечатывать и раздавать тексты — и площадь Маяковского стала одним из источников самиздата для всей страны. Нам было очень весело... Это было такое абсолютно молодежное движение со всем, что свойственно молодости».
Власти сначала отнеслись к чтениям «на Маяке» снисходительно, в газетах даже появлялись статьи, поддерживающие стихийно возникшее поэтическое молодежное движение. Однако очень скоро встречи на площади стали внятно политизированными. Переломным для поэтических митингов у памятника Маяковскому оказался 1961 год. Большую роль на митингах у памятника стали играть Владимир Буковский и Эдуард Кузнецов — вокруг них начала сколачиваться оппозиция. Именно в этот год произошло восстание рабочих в Муроме. Еще большее влияние на настроения собиравшихся у памятника оказал кубинский кризис: все сильно ругали Хрущева, который, по их мнению, вел страну к войне. А поскольку вокруг было полно стукачей, начались аресты — собраниям у Маяковского был положен конец.
Примечательно, что именно в 1961-м, когда начали всерьез разгонять поэтические митинги, совсем тогда молодой театр «Современник» получил, наконец, собственное помещение по адресу: Площадь Маяковского, дом 1. Поэтому тогдашние «несогласные» все равно продолжали ходить на площадь, но уже не только по субботам и воскресеньям, а каждый день к семи часам. Спектакли «Современника» — «Вечно живые», «В поисках радости», «Пять вечеров», «Голый король» и другие; артисты, исповедовавшие «шептальный реализм» и воспитанные на фильмах итальянского неореализма, — Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Галина Волчек, Лилия Толмачева; режиссеры «Современника», Ефремов прежде всего, — давали людям тот воздух свободы и вкус нормальной человеческой жизни, которых добивались и те, кто приходил на Маяковку читать стихи.
Второй этап стихийных митингов «на Маяке» отсчитывают с января 1965 года, когда Леонид Губанов, Юрий Кублановский, Владимир Алейников и Владимир Батшев создали литературное объединение молодых поэтов СМОГ. «Самое Молодое Общество Гениев» сделало своим лозунгом слова: «Смелость, Мысль, Образ, Глубина», а их творческим девизом стала фраза «Сжатый Миг, Отраженный Гиперболой». Смогисты устраивали шествия от площади Маяковского к Дому литераторов с плакатами, на которых было написано: «Лишим социалистический реализм невинности!» А еще они принимали участие в организации митинга гласности, который прошел 5 декабря, в День советской Конституции. Митингующие требовали открытого суда над Андреем Синявским и Юлием Даниэлем и несли плакаты «Уважайте Советскую Конституцию».
«Вообразите себе, что все это произносится в центре Москвы, под открытым небом, в той самой Москве, где еще семь-восемь лет назад за такие слова, сказанные шепотом, влепили бы десять лет безо всяких разговоров, — писал в своей книге «И возвращается ветер...» Владимир Буковский. — Не имея уже той свободы действий и от этого еще больше стервенея, власти... устраивали провокации, задерживали чтецов, провоцировали драки на площади, пытались нас разгонять, не подпускали к памятнику в назначенное время, оцепляя его. Но все это не могло нас остановить — да и толпа всегда была на нашей стороне».

168-12-01.jpg

Хроника политических митингов на площади Маяковского 
(на основе «Хроники текущих событий»)

14 апреля 1965 г.
Первая неофициальная демонстрация в Москве: по инициативе молодежной литературной группы СМОГ около 200 человек собрались возле памятника Маяковскому, устроив совместное чтение стихов, и выдвинули требование творческой свободы.
17 июня 1968 г.
Трое молодых англичан предприняли попытку распространить листовку, требующую свободы советским политзаключенным. Молодые люди были задержаны представителями органов госбезопасности и высланы за пределы СССР. Они были членами молодежной организации Church, известной уличными демонстрациями против американской агрессии во Вьетнаме.
25 февраля 1969 г.
В день похорон Яна Палаха две студентки Московского университета Ольга Иоффе и Ирина Каплун вышли на площадь Маяковского с плакатом, на котором были написаны два лозунга: «Вечная память Яну Палаху» и «Свободу Чехословакии». Задержаны «дружинниками» в штатском, но отпущены.
14 апреля 1969 г.
В годовщину смерти Владимира Маяковского молодежь собралась у памятника поэту. В группах вокруг памятника читали стихи Маяковского. Время от времени в эти группы протискивались милиционеры и лица в штатском, крича: «Разойдись! Чего собрались? Не положено! Читайте стихи дома!» Через некоторое время они начали просто молча хватать ребят, читавших стихи, и выволакивать их из толпы.
12 марта 1990 г.
 На пл. Маяковского состоялся организованный ДС несанкционированный митинг, посвященный годовщине Февральской революции 1917-го. Собралось около 3 тыс. человек. На участников митинга напали солдаты ОМОНа. Многие были избиты, 30 человек задержаны.

Материал подготовлен при участии Алексея Макарова
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share