#В блогах

Страсти вокруг фильма «Мастер и Маргарита»

2024.01.29

Маша Слоним почитала, что пишут блогеры о новом фильме Михаила Локшина


Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»


Одним из первых блогеров о фильме «Мастер и Маргарита» написал Denis Kostomarov. И как в воду глядел.
 

«...Вокруг работы Локшина критики будет ожидаемо много: часть поклонников романа возмутится вольной работой режиссера со структурой романа (как известно, есть тип людей, что любит всё свое-любимое немедленно залить бетоном, высечь в граните, сделать неприкасаемым). Обязательно обидятся поклонники советской эпохи: мол не было, конечно, «нехороших квартир», черных воронков и отупляющей пошлости, низости и квартирного вопроса. Точнее, если и были (миллионы жертв под шконку не спрячешь, хоть и пробуют это вновь и вновь), то как перегибы на местах, а не как порочная бесчеловечная система.

...Фильм как сливки предлагает лучшее в романе: глубина, красота, мозаика, преднаписанный до открытия жанра магический реализм, — всё здесь, всё тут. И не через буквальное следование за автором, но через сотворчество с ним. К произведению классика добавляется еще один автор — и автор талантливый, острый.

...Зритель, найди время. Ты будешь в восторге или ты возмутишься, не мне это решать. Но ты не останешься равнодушным, ты будешь думать, а это главное, что предлагает нам культура».


Судя по сборам, зритель на фильм пошел.


Лариса Малюкова:

«...Фильм «Мастер и Маргарита» со всей булгаковской метелью вышел за пределы экрана. И теперь мчатся наперегонки: зрители — в кинотеатры, чтобы успеть увидеть; целая армия ультра-патриотов — с донесениями в разнообразные органы (от СК до Госуслуг), чтобы запретить. Сборы первого уикенда 415 млн руб».


Многие в блогах обращаются к истории написания романа Михаила Булгакова, вспоминая любопытные факты или бросая возмущенные реплики.


Татьяна Мэй («Зачем Локшин поджег Москву с бабушками и дедушками?»):

«...Москву поджег Булгаков. Во всех редакциях романа, кроме последней, она полыхает как свечка. Что и предсказывается Иваном Безродным (Бездомным) в редакции 1931 года:

«— Ну, пусть погибнет красная столица, я в лето от Рождества Христова 1943‑е все сделал, чтобы спасти ее! Но... но победил ты меня, сын гибели, и заточил меня, спасителя... — Он поднялся и вытянул руки, и глаза его стали мутны и неземной красоты».

«— И увижу ее в огне пожаров, — продолжал Иван, — в дыму увижу безумных, бегущих по Бульварному кольцу...»

При дальнейшем описании этого грандиозного пожара Михаил Афанасьевич опирался на два источника — мемуары Авдотьи Панаевой и журналиста Скабичевского, в благодарность которым Бегемот с Коровьевым получили соответствующие псевдонимы.

...Так что в случае с фильмом нам продемонстрировано воочию, что рукописи не горят. Даже если их спалил сам автор».


Культуролог и литературовед, автор книги об американском после в СССР Уильяме Буллите («Мир мог быть другим»), пишет, что именно он был прототипом Воланда.


Александр Эткинд:

«...Визит Воланда в Москву совпадает по времени с пребыванием Буллита в Москве, а также с работой Булгакова над третьей редакцией его романа. Как раз в этой редакции прежний оперный дьявол стал центральным героем, воспроизводя важные для Буллита сочетания личного демонизма, критической иронии и большого стиля. Одновременно этот дьявол, собеседник Канта и консультант советских властей, приобрел человеческие качества, которые восходят к личности американского посла в ее восприятии Булгаковым: могущество и озорство; любовь к роскоши, практическим шуткам и геополитическим рассуждениям; узнаваемое сочетание печального одиночества и незаурядной энергии, болезненной ипохондрии и эстетизированной сексуальности; критическое, даже брюзгливое отношение к преданным сотрудникам, похожее на отношение садовника или, может быть, селекционера к его подопечным.

Даже в изображенной Булгаковым свите, навязчиво сопровождающей шефа в его мистико-иронических приключениях, видны черты исторических фигур — к примеру, высокого, ироничного, неуклюжего Кеннана-Коровьева. Примерно в эти дни Буллит пишет Рузвельту: «Я, конечно, не могу ничего сделать для того, чтобы спасти хоть одного из них». В данном случае, однако, Буллит решил действовать.

Все это время Булгаковы пытались подать документы на выезд и говорили об этом с американскими дипломатами. 11 апреля 1935 года они принимали у себя двух секретарей американского посольства, Боулена и Тейера. «М. А. [...] сказал, что подает прошение о заграничных паспортах... Американцы нашли, что это очень хорошо, что ехать надо», — записывала Елена Сергеевна. Именно к этой ситуации относится памятный самозапрет, с которым Маргарита шла к Воланду: «...Никогда ничего не просите, особенно у того, кто сильнее вас».

...Связь между Буллитом и Булгаковым, Фестивалем весны и Балом Сатаны теперь упоминается даже в официальной брошюре Спасо-Хауса. Википедия говорит, что в октябре 2010 посол Джон Байерли воспроизвел бал Буллита-Воланда, назвав свое событие «Зачарованным балом» и посвятив его Буллиту и Булгакову. Так что эта давняя идея нашла теперь практическое применение».


Блогеры отмечают невероятный исторический казус.


Аркадий Майофис («Режиссер фильма Михаил Локшин — сын американских перебежчиков»):

«...Это, конечно, совершенно фантастический сюжет. Режиссер Михаил Локшин, тот самый, который снял нашумевший фильм «Мастер и Маргарита» и которого сейчас вся полоумная российская z‑общественность клеймит позором за его проукраинскую позицию, так вот этот Михаил Локшин, по рождению Майкл, сын Арнольда и Лорен Локшиных, уехавших из США в СССР и получивших советское гражданство в конце 80‑х. Локшины были самыми известными «перебежчиками» из США последнего советского десятилетия. В Америке они боролись с капитализмом, в Союзе их активно использовали в идеологических спорах с противником. Майклу на момент эмиграции было 5 лет. Сейчас Михаил Локшин, как говорят, живет в Америке. Его папа, мама, брат и сестра продолжают жить в России (по крайней мере, об их отъезде я информации не нашел)».



Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
 

Реакция Z‑сообщества предсказуема.


Ivan Philippov:

«...Я как-то примерно ждал, конечно, что фильм «Мастер и Маргарита» замечательного Михаила Локшина вызовет у z‑аудитории припадок, но я представить себе не мог каких масштабов. Cетка ВГТРК, Медведев (не бывший президент-алкоголик), сетка Соловьева (еще не полным составом), Захар Прилепин, Тигран Кеосаян (у него в канале публичный донос), главные военные каналы с миллионами подписчиков, миллионная Reedovka (аж три публикации) плюс, разумеется, вся говорящая перхоть от z‑культуры, включая «Культурный фронт , Наталию Осс и так далее.

Ну и более конкретно: во враги записан не только Локшин, но и компания Mars Media и все люди в Минкульте/Фонде кино, которые к фильму имели отношение:

«...У меня к вам вопрос. Имеет ли право мразь, русофоб и тварь, желающая поражения своим солдатам и своей стране, транслировать свои мысли через свои произведения искусства? ...Оттепель породила целую плеяду русофобов. Многим из них мы поклоняемся по сей день: Солженицын, Сахаров, Довлатов, Боннер, Шаламов и многие другие. ...И вот теперь Локшин».


Вот еще цитаты из Z‑«патриотов».


Тигран Кеосаян:

«...Если инфа о том, что Михаил Локшин, режиссер фильма «Мастер и Маргарита», вышедшего в прокат и снятого на бюджетные деньги, донатил на ВСУ и выступает с антироссийских позиций правда — надо серьезно садиться и что-то решать со всей этой ситуацией — начиная с продюсеров и заканчивая правоохранительными органами».


OSSиноегнездо:

«...Чушпанство какое-то. Локшины-быковы-долины открывают ротик — и им спешат положить в него кусочек и еще и еще. И так годами, десятилетиями. Что такое, кто мать этих галчат?»
 

Андрей Медведев (сотрудник ВГТРК):

«...Мы имеем дело с человеком, который идейный противник российского государства и народа. Он считает, что это Россия устроила бойню в Буче. Но государство, в лице структур, ответственных за кино, дает ему деньги. Почему так? Почему один из лучших военных документалистов страны, Макс Фадеев, который прошел всю войну с 2014 года, вынужден все время проводить сборы и просить средства у людей, чтобы доделать очередной фильм, а какой-то русофоб получает бюджетные деньги?»


«Графиня изменившимся лицом бежит к пруду»:

«...Что до Минкульта, то перед нами — реальный уровень их компетенции. И с этим надо что-то делать».
 

ZERGULIO:

«...Министерство культуры РФ, вы там вообще е*нулись?»


Захар Прилепин:

«...От российского кинематографического начальства просто иной раз тошнит».
 

Reedovka:

«...Компания «Марс Медиа», которая занималась продюсированием фильма, не обратила внимания или же проигнорировала, что дает заработать русофобу, который открыто поддерживает врага, а некогда еще и был на стороне Навального».


«Культурный фронт Z»:

«...Верховный главнокомандующий хочет формировать новую элиту из участников СВО, а его подчиненные (Минкульт и Фонд Кино), похоже, из участников АТО. ...Какого-нибудь дурака, лайкнувшего тупую ципсошную картинку, укатают на двушечку, а открытого врага, желающего поражения России — профинансируем с лихвой».  


Cognitive Life от Ольги Усковой:

«...Зачем вы сейчас НА БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ выпускаете фильм — грязную переделку великого Булгакова от открытого антироссийского режиссера «Мастер и Маргарита», где в конце фильма взрывается и горит сталинская Москва? Сталинская Москва, победившая в 41–45 все беды и фашистов. Сталинская Москва, в которой жили, работали, любили друг друга наши бабушки-дедушки? Почему вы не защищаете СВОИХ? Какое вы тогда имеете право получать зарплату из бюджета, собранного на наши налоги?»   

 



Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
 

Есть те, кому фильм не понравился по эстетическим и художественным соображениям.


Леонид Соколов:

«...Как обычно, булгаковскому роману не повезло. В очередной раз. Сейчас этот «Голливуд для бедных» особенно показательно плох. Несмотря на бюджет в 1 200 000 000 руб. В зале, где я смотрел фильм, было 11 человек. Это даже много для дневного сеанса. Но уже минут через сорок у человек трех-четырех загорелись экранчики телефонов — МиМ немного наскучил, начальный драйв исчез (первая сцена — разгром квартиры Латунского), а магия — магия, которая охватывает любого читателя романа с первых страниц, и вовсе не проявилась, даже не забрезжила... Как такое может быть?

...Если мастер кино не в состоянии всю эту нервную дрожь, экстаз, ужас тьмы и радость света, психоз и сумасшествие книги передать на экране — не надо браться за Евангелие от Воланда!

Ну зачем нам опять «Серебряные коньки» от Локшина? Из него всегда будет хлестать кока-кола, а не кровь. Всё та же смесь стилей видеоклипа, рождественской рекламы, нуара-шмуара, глянцевого журнала мод и антуража бьюти-гастропаба. Да еще с закосом под серебряный век, хотя тут время уже другое».
 

Киновед Екатерина Визгалова так объясняет неприятие фильма некоторыми зрителями:
 

«...К моему удивлению, читая отзывы, поняла, что мистицизм романа так цепко держит нас изнутри, что не каждый готов принять новую трактовку, которая демифологизирует книгу».


Как и некоторые блогеры, она сравнивает фильм с книгой, и как многие, опасается, что фильм могут снять с проката:


«...Не думала, что скажу это, но «Мастер и Маргарита» лучше, чем книга. Смотрите быстрее, пока не запретили».



Фото: kinopoisk.ru

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share