#Кино

#Люди

Страна меньшинств

2021.11.12 |

Евгения Альбац, главный редактор The New Times

В Youtube пространстве выходит первый фильм 12-ти серийного исследования журналиста Карена Шаиняна — «Квирография»

В тексте содеожится инофрмация, запрещённая для распространения среди детей и подростков  до 18 лет

Прошло уже девять лет с того дня, когда на обложке еще печатного еженедельника The New Times (тема номера — "Про любовь") была опубликована фотография влюбленных в друг друга мужчин — тогда из другой страны , спустя год— и на обложке первого номера  NT за 2014 год уже были наши коллеги, Они не могли оформить свой брак в России, где были приняты гомофобные законы, но обручились в другой стране и счастливо продолжили жизнь в Москве.

NT был среди первых, но не единственным изданием, из публикаций которых наши сограждане узнавали то, что и раньше не было ни для кого секретом, но о чем было не принято громко говорить. 

А именно, что примерно 10% людей на планете выбирают в качестве партнеров людей своего пола. И вообще люди могут быть от рождения самыми разными, ученые определяют сейчас как минимум четыре пола и то, что принято было когда-то считать «отклонением от нормы» — вообще-то норма, этих норм может быть много и разных — разнообразие движет цивилизацию.

Да, СМИ обязали маркировать материалы о квир— людях  (от английского queer — странные, непохожие на других) специальным значком 18+. Да, в России — скрепы. Да, глава государства на международном форуме порицает Европу, за то, что там «детям сегодня с малолетства внушают, что мальчик легко может стать девочкой и наоборот».  Да, и  хейта от тех, кто, дай им волю, одел бы всех в одну серую робу, хватает.

И тем не менее — так ощущается — Россия становится внизу, на земле, более толерантной страной.

Как сказала одна из создательницей выходящего на пространство YouTube сериала  «Квирографии» — презентация первой серии состоялось  11 ноября в Москве, —«если бы подкрутить еще то, что льется в уши людей сверху, то в России вообще было бы нормально (жить людям с разной сексуальной ориентацией)».

Первая серия «Квирографии» снята в Екатеринбурге, вторая — в Иркутске, дальше Новосибирск, Казань, Владивосток и так далее — готово уже семь серий и еще пять на стадии разработки.

Принцип, заранее определенный автором, журналистом Кареном Шаиняном с соавторами ( режиссеры и операторы сериала — Анна Шмитько и Мария Павлова, режиссер монтажа —Алиса Перфильева) — снимать только открытых людей, только тех, кто не боится, не стесняется ни в жизни, ни на экране говорить о своей инаковости .

О том, как почувствовал себя геем.

Или как признался жене, от которой ребенок, что предпочитает секс с мужчиной.

Или — как решилась сказать маме, что делает переход и скоро по документам станет мужчиной: на экране молодой симпатичный парень Винсент, про которого никогда бы не подумала, что при рождении в его документах был указан женский пол.

В отличии от многих читанных мною текстов/документальных фильмов о жизни квир—людей в России , да и в NT мы их не мало печатали — фильм Карена Шаиняна не о трагедиях, не о хейте вокруг, и  даже не об экзотике превращения обычного с виду мужика в пышногрудую женщину из какого-то латиноамериканского «богатые тоже плачут» ( хотя пару таких кадров есть) — это фильм об обычной, нормальной жизни обычных людей.

Которые создают бизнес, ходят на работу — например, в зоопарк, где надо накормить тигра и искупать выдру, устраивают праздники, ставят спектакли в великом Коляда-театре, изживают трагедии прежней жизни — например, войну в Чечне («утром вышел  на улицу— а там после зачистки гора трупиков»), жертвуют  здоровьем ради того, чтобы быть с любимым человеком, пекут хлеб ( «так здорово видеть, что люди едят хлеб, который ты сама, своими руками испекла»,—говорит Надя) , ходят  — ходит — с сыном в спортзал…

Это фильм, сделанный очень талантливыми людьми, рассчитан отнюдь не на узкую квир—тусовку.

Напротив, он снят для мира вокруг, который часто имеет самое превратное представление о гомосексуалах; для мира, который нередко живет переходными состояниями — давно не новость, что сексуальная ориентация может «плавать» в течение жизни, и что один и тот же человек может себя идентифицировать и как мужчину, и как женщину. Фильм снят даже для тех, кто кривит рот и догадывается о жизни не бинарных людей лишь по художественным фильмам и документалкам из серии «Их нравы». И, да, для тех, от которых часто героям фильма приходится бежать — особенно, если они со всей своей гомосексуальностью живут в маленьких городках и поселках.

Впрочем, и в больших городах вроде Екатеринбурга  бывает по-разному: «свобода есть, безопасности — нет»,— говорит один из собеседников Шаиняна.

Я смотрела «Квирографию»  и думала о том, что вся Россия, как и любая другая страна на планете, состоит из самых разных меньшинств — национальных, расовых, религиозных, социальных, сексуальных, политических.

И только людям, живущим в идеологических шорах и с геоцелями в головах, для которых сограждане — это прежде всего солдатское мясо, видится некое мифическое, управляемое ими большинство. Тогда как этого большинства — если без насилия и принуждения со стороны бесчисленных людей в форме и при погонах —  на самом деле никакого большинства нет, оно не существует. Это страшная иллюзия, пережитая и отвергнутая всем двадцатым веком.  

Мир состоит из сугубо индивидуальных людей, и в этом смысле каждый человек— меньшинство. Принятие страны меньшинств страной на пространстве всех одиннадцати часовых поясов — ровно на этом пространстве и создается Квирография Шаиняна — это необходимое условие для прощания России со своим кровавым прошлым и вхождение ее в современный мир века двадцать первого.

Премьера первой серии «Квирографии» состоится 17 ноября на kvirografia.ru

Читайте так же:  Карен Шаинян «Если в обществе считается нормальным ненавидеть человека за сексуальную ориентацию, то уязвим любой человек» или смотрите здесь
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share