#Культура

Несовременный «Современник»

2010.04.23 |

Ксения Ларина


В поисках нового языка театр устремился в далекое прошлое: один за другим на прославленной сцене появились спектакли по забытым пьесам XIX—начала XX века. Что ищет там Галина Волчек?

Между вчера и сегодня «Современник» балансирует почти десятилетие. Галина Волчек, словно сознательно отвергая неприглядную действительность, предпочитает греться у негаснущего очага Чехова, играя и переигрывая то «Три сестры», то «Вишневый сад». Неизменно отводя от себя обвинения в консерватизме, Галина Борисовна отвечает беспроигрышной формулой: «Классика актуальна всегда».

Стрелять или «годить»?

Но то, что уместно в Малом, в «Современнике» вызывает вопросы. Попытки актуализировать репертуар в последние годы кончались откровенными неудачами, обусловленными то скудностью драматургического материала (как в случае с пьесой Галина «Дзинрикися»), то концептуальной ошибкой режиссера (как в случае с Сергеем Пускепалисом, который превратил блестящую острую пьесу Ясмины Реза «Бог резни» в банальный ситком).

156-58-01.jpg
Сцена из спектакля «Джентльменъ» в постановке Евгения Каменьковича

Одним из главных событий прошедшего сезона стал спектакль «Сон Гафта, пересказанный Виктюком», основанный на весьма спорном, тенденциозном высказывании большого артиста и выдающейся личности на темы исторического прошлого и травмированного этим прошлым настоящего. Из спектакля получился почти скандал, поскольку острая авторская сатира не пощадила реальных действующих лиц современности — драматурга Радзинского, сатирика Жванецкого и политика Зюганова. Но пожалуй, это был единственный спектакль в репертуаре театра, который пусть и косноязычно, пусть и весьма экзальтированно, но пытался говорить о болезнях сегодняшнего российского общества. Сценическое выступление Гафта продолжило линию, когда-то мощно заявленную «Крутым маршрутом», и, по сути, явилось не театральным действом, а общественно-политической акцией. Таким же скандалом стала в свое время «Голая пионерка» Кирилла Серебренникова, возмутившая постсоветскую общественность своим нестандартным подходом к военно-патриотической теме. Эти точечные выстрелы по движущимся мишеням современности не стали для театра артподготовкой, за которой обычно следует настоящий бой. Бешенству риска Галина Волчек предпочла проверенный советский метод «эзопова языка»: говорить о сегодня через вчера, общаться с миром через кисейные занавески полузабытой классики. Примечательно, что именно в эти годы на сцену «Современника» вернулся когда-то крамольный «Балалайкин и Ко», главной темой которого вновь стало интеллигентское малодушие, выраженное в чудесном щедринском глаголе «годить».

Гламурный бой гламуру

Отыскав на чердаке памяти «Джентльмена» Сумбатова-Южина, режиссер Евгений Каменькович поразился злободневности забытой драмы и перенес ее на сцену «Современника». Павел Каплевич, признанный гений театрального гламура, окутал ветхую драму высокотехнологичными пророщенными тканями и заставил мраморными слонами. Получилось богато, вычурно и слепяще. Острая сатира на «новых русских» с их невежеством, цинизмом и пошлостью не смогла преодолеть временных границ — история пустого и амбициозного купчишки, возомнившего себя светочем разума и духовности, так и осталась историей XIX века. Хотя, казалось бы, в пьесе есть все узнаваемое сегодняшней публикой: засилье желтой прессы, продажные журналисты, рублевские жены, промышляющие светскими вечеринками и случайными связями, есть торжество пиара и разлагающая власть денег, есть политическая трескотня и презрение к добродетели… Но радостью узнавания все и кончается, точнее —успокаивается. Мысль о том, что и до нас люди бились с пошляками и фанфаронами, давно стала общим местом и претендовать на откровение никак не может. Фокус в том, что Сумбатов-Южин бился всерьез и с конкретными персонажами, олицетворявшими, по его мнению, те язвы и нарывы, которыми покрылась российская элита конца XIX века. Бился и рисковал. Каменькович же то ли побоялся продрать дыру во времени, то ли посчитал, что и этой исторической пародии достаточно для разоблачений, то ли решил «погодить», испугавшись слишком явных аналогий. Получился нарядный спектакль для нарядной публики — самый популярный жанр современного театра.

Драма на водах

Взамен отсутствующей социальной драмы розовыми кустами расцветает драма чувств, королева дамских платочков — мелодрама. Пьеса Сергея Найденова (известного театралам по популярным «Детям Ванюшина») «Хорошенькая» написана в начале века двадцатого, но напитана хорошо известными к этому времени сюжетами из «Бесприданницы», «Чайки», «Дамы с собачкой» и прочих хитов рубежа веков. Легкомысленная атмосфера южного курорта располагает к легкости отношений и стихийности чувств. Красивые мужчины и порочные женщины под пение цикад и пошлых романсов закрутят в своем вихре чистую душу хорошенькой провинциалки, а когда курортный сезон закончится, поруганную красоту сомнут, вываляют в грязи и выбросят на проезжую дорогу. Сюжет для небольшого рассказа, мильон раз использованный в русской литературе от Толстого и Достоевского до Чехова и Горького. «Хорошенькую» поставила на Другой (малой) сцене театра дебютантка, ученица Сергея Женовача Екатерина Половцева, отдав главные роли молодым артистам — Клавдии Коршуновой, Никите Ефремову, Илье Древнову. Придав мелодраматической истории флер венецианского карнавала, режиссер сняла излишний пафос, скрыла банальности сюжета и подарила артистам простые и внятные характеры, словно распределив их по маскам комедии дель арте. Арлекины и Коломбины пьют настоящее шампанское, натирают друг друга лечебной грязью и поят друг друга минеральными водами, текущими из медных кранов, зажигают и гасят уличные фонари, срывают друг с друга то маски, то одежды — и не замечают, как их карнавальная жизнь выходит за рамки веселой игры и обнажает пугающую пустоту одних и подлинную драму других. «Хорошенькая» подкупает своей честностью: и режиссер, и актеры предлагают публике только то, что знают сами, без философских обобщений, громких разоблачений и скучного морализаторства. Месседж спектакля прост и понятен: быть, а не казаться, щадить ближних, не играть в жизнь.
Кто ж спорит — конечно, с жизнью играть нельзя. Но ведь что-то же надо с нею делать? На этот вопрос «Современник» пока предпочитает не отвечать.
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share