Американская амазонка. Режиссер Кэтрин Бигелоу, ставшая триумфатором премии «Оскар» за фильм об иракской войне, победила своего главного конкурента, создателя «Аватара» Джеймса Кэмерона, — взяв шесть золотых статуэток. Как же ей это удалось? О женщине-сенсации — The New Times
Маленький грязный секрет войны состоит в том, что некоторые мужчины любят ее. Я пытаюсь выяснить почему и посмотреть, что означает быть героем в контексте битв XXI века.
Кэтрин Бигелоу
До недавнего времени Кэтрин Бигелоу считалась режиссером жанрового кино второго ряда. Если что и привлекало к ней повышенное внимание, так это выдающаяся внешность — рост 182 см, так что даже странно, что Бигелоу лишь очень мимолетно послужила моделью для рекламы компании Gap, а также сыграла в фильме Лиззи Борден «Рожденные в огне» (1983). Когда несколько дней назад Кэтрин появилась на оскаровской сцене, ослепительно улыбаясь и сжимая в могучей руке статуэтку, многие не поверили, что первой в мире женщине — обладательнице «Оскара» за лучший фильм и лучшую режиссуру — 58 лет.
Впрочем, внешностью дело не ограничивается. В 20 лет калифорнийка Бигелоу уже проявила себя как талантливая художница, выиграла стипендию нью-йоркского Музея Уитни, учителями и первыми критиками ее художественных работ были Ричард Серра, Роберт Раушенберг и Сьюзен Зонтаг. Потом она училась в киношколе Колумбийского университета, где занималась концептуальной теорией кино под руководством Вито Аккончи и Лоуренса Вайнера.
Первая короткометражка Бигелоу называлась «Настройка» (1978) и представляла собой 20-минутную деконструкцию (переосмысление) насилия. Последовавшая за этим полнометражная лента «Без любви» (1982) — стилизация байкерских фильмов 50-х годов с Уиллемом Дефо в главной роли — откровением не стала. А спустя время, когда Бигелоу на протяжении двух лет побыла замужем за Джеймсом Кэмероном, критики иронизировали по поводу ее «маскулинных» фильмов, предлагая оставить это поле представителям сильного пола. Бигелоу предлагалось отойти подальше, даже если она — «Джеймс Кэмерон с сиськами».
Провокация и рефлексия
В 1987-м Бигелоу снимает вампирский роуд-муви «С приходом тьмы». А в 1989-м (когда судьба свела ее с Кэмероном) — полицейскую драму «Голубая сталь». Это редкий случай, когда в центре фильма Бигелоу оказывается женщина, правда, служащая в полиции и вырабатывающая в себе железную хватку в борьбе с коварным преступником. В другом детективе — «На гребне волны» (1991) юный и еще не прославившийся Киану Ривз в роли агента ФБР борется с неуловимыми бандитами, грабящими банки в масках Джонсона, Никсона, Картера и Рейгана. Расследование приводит в среду любителей сёрфинга, так что герой Ривза вынужден освоить этот спорт, позволяющий режиссеру снять несколько эффектных сцен: красивые мужские тела поднимаются на гребне волны. До сих пор этот фильм, собравший по миру $83 млн, остается самым успешным коммерческим проектом Бигелоу.
Кадры из фильмов Кэтрин Бигелоу: 1. «На гребне волны» (1991) 2. «Странные дни» (1995)
В интеллектуальном и художественном отношении наиболее интересны провокативные «Странные дни» (1995) — типичная для того времени рефлексия на тему наступающей на мозги виртуальной реальности. Бывший полицейский (Райф Файнс) торгует подпольными цифровыми дисками, с помощью которых можно пережить целую гамму запретных ощущений, от сексуальных до криминальных. Вплоть до самого запретного — стать свидетелем и соучастником чьей-то смерти. Эксгибиционизм и вуайеризм современной культуры, помноженной на новые технологии, станет в итоге эстетической подпоркой для создания главного фильма Бигелоу — «Повелителя бури».
В 2000-м появляется «Тяжесть воды» — действительно довольно тяжеловесная драма с мистикой и перекличкой времен, с Сарой Полли и Шоном Пенном в главных ролях.
Подлодка Бигелоу
В России много шумели по поводу фильма «К-19: оставляющая вдов», построенного на реальной истории полувековой давности, когда потерпела аварию новейшая советская подлодка, оснащенная ядерным оружием и реактором. Шумели ветераны, недовольные тем, что наши подводники (по версии Бигелоу) подняли бунт на корабле и пытались сдаться американцам. Придирались к деталям блюстители историко-географической точности. Можно было бы добавить, что название «Оставляющая вдов» тоже не совсем к месту, поскольку большинство реальных героев фильма, молодых подводников, не были женаты. Бигелоу, надо полагать, мало интересовали столь прозаические подробности. Она снимала полное суровой поэзии кино о мужском мире, который живет по своим законам. Она создала мрачную кинопоэму, в которой отдала дань героизму далеких от нее русских моряков. Чтобы сделать это, Кэтрин, как настоящая амазонка, преодолела множество препятствий. Ее эмиссары несколько раз приезжали в Москву и встречались с реальными героями событий. В свое время американцы заключили договор с тогда здравствовавшим капитаном лодки Николаем Затеевым, но потом проект оказался в поле интереса конкурирующих компаний, а сценарий никак не клеился. Было заметно и противодействие российских властей — до тех пор пока трагедия «Курска» не сделала сюжет очевидно актуальным.
Потом начались трения с моряками, которые боялись, что их изобразят разгильдяями и пьяницами. Их заверили, что они предстанут настоящими героями. Исполнитель главной роли Харрисон Форд заявил: «Мы хотим сделать такой фильм, чтобы вы подумали, будто он снят русскими». Картина была снята, показана в США, России и других странах, хотя сногсшибательного успеха не имела.
Кадры из фильмов Кэтрин Бигелоу:
1. «К-19: оставляющая вдов» (2002) 2. «Повелитель бури» (2008)
Она обвиняет
Выдержав шестилетнюю паузу, Бигелоу сняла «Повелителя бури». Сначала фильм довольно тихо прошел на Венецианском фестивале в сентябре 2008 года, не получив главных призов. Потом картину долго мурыжили, прежде чем выпустить в американский прокат. И только год спустя стало ясно, что потенциал картины позволяет ей на равных сразиться с «Аватаром». И даже, как выяснилось, положить его на лопатки.
Снятый ручной камерой фильм о саперах, работающих в окрестностях Багдада и подсаженных на адреналиновый наркотик войны, производит двойственное впечатление. Кто-то воспринял его как антивоенный манифест, кто-то, напротив, упрекает Бигелоу (впрочем, как и Кэмерона) в том, что она хитрым способом оправдывает американское вмешательство в жизнь других народов.
Однако Бигелоу победила своих противников. И не только «Оскаром», но и профессиональным признанием многочисленных гильдий и критических сообществ. А на упрек, что женщина сняла мужской, полный жестокостей фильм, она отвечает: «Если кто-то против женщин, снимающих кино, я просто игнорирую это препятствие по двум причинам: я не могу изменить свой пол и не могу перестать делать фильмы. Не люблю насилия, но меня интересует правда. А насилие стало частью социального контекста, в котором мы живем. Я не мирюсь с насилием. Скорее, мое кино — это обвинительный акт».