#Культура

#Суд и тюрьма

Дьявольское воображение

2010.02.05 |

Юрий Гладильщиков

На экраны вышел "Воображариум доктора Парнаса" Терри Гиллиама
145-48-01.jpg
Смотри, нагрезишь! Ни один фильм последних лет не овеян такими легендами, как только что вышедший у нас «Воображариум доктора Парнаса» Терри Гиллиама. О необыкновенной зрелищности картины говорит выдвижение ее художников на «Оскар»-2010. Смыслы и противоречия сказочного зазеркалья проанализировал The New Times

Легенды вокруг фильма возникли не только из-за репутации Гиллиама как безумного киновыдумщика, автора «Бразилии», «12 обезьян», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе». Дело в том, что в фильме сыграл свою последнюю роль умерший во время съемок два года назад в возрасте 28 лет Хит Леджер. Это второе его посмертное появление на экранах после «Темного рыцаря», за которого ему присудили «Оскара». А поскольку работа к моменту его смерти не была завершена, роль за него доиграли сразу три актера первого ряда — Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл.
Не факт, что «Воображариум» вызовет энтузиазм среди массовой публики. Некоторые, при всей необыкновенности фантазий Гиллиама, находят фильм запутанным. Зато это редкий в наши дни фильм, способный обрести статус культового, то есть модного в кругах истинных киноманов.

Долг Джонни Деппа

В «Воображариуме» по нынешнему Лондону катится запряженный парой узкий фургон сродни кибиткам средневековых циркачей. В нем под началом старого доктора Парнаса обитает диковинная коман­да, дающая старомодные экзотические представления: желающие могут окунуться в магическое зеркало и очутиться в мире грез. Самое интересное, что никакого обмана. Ведь доктор Парнас, которого изображает знаменитый Кристофер Пламмер, человек, каких пойди сыщи. Ему тысяча лет. Некогда он заключил контракт с дьяволом в обмен на бессмертие, а затем, влюбившись, перезаключил в обмен на юность. Дьявола под читаемым ником мистер Nick изображает Том Уэйтс, легендарный певец и актер, переводная биография которого «Множество жизней Тома Уэйтса» у нас, кстати, только что вышла.
Желающих окунуться, однако, мало, Парнас с ассистентами влачат жалкое существование — пока не вынимают из петли на каком-то мосту загадочного человека, который не может вспомнить, кто он такой. Зато легко взваливает на себя функцию кризисного менеджера. Быстро превращает воображариум в прибыльное дело, сам начинает водить зазеркальные экскурсии. Он же берется решить другую, совсем уже безвыходную проблему: как спасти дочь Парнаса Валентину, которую играет (на это стоит обратить внимание) одна из новых супермоделей, обладающая неповторимым детским личиком Лили Коул.
Этот «менеджер» и есть Хит Леджер. Когда он умер, успев сняться только в сценах, разворачивающихся в реальном мире, Гиллиам, чтобы не погубить фильм, а заодно и роль, придумал ход, что в зазеркалье, в измененном мире фантазий «менеджер» тоже должен видоизменяться. Причем в зависимости от обстоятельств. Так и вышло, что он обретает черты то Джонни Деппа, то Колина Фаррелла, то Джуда Лоу, причем все трое слегка загримированы под Леджера, чтобы было ясно: это по-прежнему он. Как ни печально, именно этот ход придает теперь фильму дополнительную зрелищность, ведь зритель всякий раз с азартом ожидает, в кого же теперь превратится Леджер.
Смерть Леджера заставила Гиллиама привнести в фильм и дополнительный смысл. Смысл-вопрос: что лучше — обладать стариковским бессмертием, как доктор Парнас, или остаться в памяти молодым, как (ясно, что это имеет отношение к Леджеру) Джеймс Дин, Рудольф Валентино, принцесса Диана? В одном из зазеркальных эпизодов по реке вечности плывут лодочки с их фотографиями и говорится, что, уйдя молодыми, они стали богами.
(Реплика в сторону про цинизм кинобизнеса и парадоксы актерских судеб. Всего-то в начале 2000-х, когда Гиллиам затевал «Братьев Гримм», продюсеры не разрешили ему снять Джонни Деппа в роли одного из братьев. При всех громких ролях Депп все еще не считался кассовым. В итоге Гиллиам был вынужден нанять кассового на тот момент Леджера. Сразу после этого Депп сыграл в «Пиратах Карибского моря» и вскоре стал самым высокооплачиваемым актером Голливуда. Теперь один из коммерческих плюсов «Воображариума» в том, что именно Депп — один из тех, кто, отдавая дань памяти, замещает Леджера.)

Поле битвы — Земля

Но вернемся к смыслам. Легко понять, почему некоторые считают фильм туманным. Из-за противоречия, внесенного в картину после смерти Леджера. Персонаж Леджера по всей логике должен бы оказаться романтическим. А он… чтобы не раскрывать сюжет, выскажемся так: не вполне тот, каким выглядит. Это и сбивает с толку.
Между тем смыслы фильма отчетливы. Можно трактовать его как скрытую автобиографию Гиллиама, который, похоже, ассоциирует себя с доктором Парнасом. Ведь он тоже продал душу дьяволу — в том смысле, что он чуть ли не единственный режиссер в мире, который творит большое киноискусство не для всех за очень большие деньги и вынужден потом отдавать долги: идти на творческие компромиссы с банкирами и студиями, требующими сделать фильм более кассовым и отбить бабки.

145-49-01.jpg
«Воображариум доктора Парнаса» можно трактовать как скрытую автобиографию режиссера, ассоциирующего себя с заглавным героем

Но можно расценить «Воображариум» и как универсальное высказывание о мире. Как фильм о том, что дьявол с богом постоянно борются, а поле битвы — сердца людей. Главным местом битвы является упомянутое зазеркалье, мир грез. Грезы по Гиллиаму — главное место обитания дьявола, площадка, на которой он имеет безусловное преимущество. Грезы — искушение. В любом искушении — частица чёрта. Сами-то грезы, может, и не от дьявола. Но вот для их осуществления нужно, несомненно, заключить сделку с князем тьмы. В какой-то момент фильм, кстати, становится политически актуальным. Он утверждает, что во всех играх вокруг добра (в благотворительности, например) — тоже рука дьявола. Потому что за благотворительностью могут скрываться корысть, жажда пиара, прессы, славы, денег. А в конечном счете — стремление к власти.
Умно, однако, что дьявол в фильме Гиллиама — это дьявол Гёте и Булгакова. Часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо. Он предлагает подступившимся к нему не кабальные договоры, а пари. Да, понятно, что он не в состоянии проиграть пари, если сам того не захочет. Но он не против бога и добра. Ведь без них мир будет не тот, без них ему станет скучно. Мир грез, который контролирует дьявол, по Гиллиаму, не портит людей. Он лишь открывает их сущность — светлую либо темную. Этот дьявол в исполнении Тома Уэйтса дает людям шанс — право выбора. Ну а дальше — кто уж что выберет.



Фильм Терри Гиллиама претендует на «Оскар» в двух номинациях: «Лучший художник-постановщик» (Дэйв Уоррен, Анастасия Масаро) и «Лучший художник по костюмам» (Каролин Смит). Конкуренты: «Аватар», «Шерлок Холмс», «Девять», «Молодая Виктория», «Коко до Шанель», «Яркая звезда».
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share