Лобызание гробниц
Нелепая история с отзывом из проката комедии «Смерть Сталина» может удивить лишь совсем далекого от реалий нашей жизни человека. Дело даже не в каком-то культе Сталина — ведь в фильме он фигурирует большею частью в виде трупа, а объектами осмеяния служат суетящиеся вокруг него Хрущев, Маленков, Булганин, Суслов и другие официальные лица. Причина запрета — в базовом принципе, который уже ничуть не стесняясь предписывается исповедовать каждому, кто хочет считаться патриотом или хотя бы просто благонадежным гражданином: российская власть свята и непогрешима во всех видах и во все времена. Всякий, кто эту власть обрел и до смерти сохранил при себе, — сакрален, даже если захватил власть незаконно и правил кроваво.
Отличная иллюстрация всему сказанному выше — недавние размышления Владимира Путина о том, что мумия Ленина — это почти как мощи святых. Мысль многим показалась кощунственной, но на самом деле она вполне традиционная: разница между святыми и правителями в сознании многих людей никогда и не существовала, а Путин — просто один из них.
Например, есть любопытное сочинение XV века — «Хождение» Стефана Новгородца, в котором русский паломник рассказывает о своем путешествие по святым местам. Весь текст — перечень всевозможных святынь, к которым приложились благочестивые странники и этот самый Стефан в их числе. Интересующий нас фрагмент можно найти в описании церкви Святых апостолов в Константинополе (ныне несуществующего собора, где были захоронены византийские императоры). В нем Стефан сообщает: «Тут стоит гробница царя Константина… и других много гробниц царских, но не святых. И приложились мы к ним, грешные». То есть, хоть цари и не святые (а зная историю Византии приходится констатировать, что «не святые» — это еще слишком мягко сказано), но и к их гробницам приложились — как к святым.
Характерны размышления Путина о том, что мумия Ленина — это почти как мощи святых. Мысль многим показалась кощунственной, но на самом деле она вполне традиционная: разница между святыми и правителями в сознании многих людей никогда и не существовала
Впрочем, бедного Стефана из XV века еще можно как-то понять: приехавший из дальней провинции странник был так ошарашен величием Константинополя (при том, что город был не в лучшем виде, ведь это уже после первого разграбления его крестоносцами), что вполне искренне мог полагать — раз уж этих людей похоронили с такой помпой рядом со святыми и в соборе, то, возможно, и они и сами немножко святые. Но как понять наших современных стефанов, для которых высокий политический статус персоналии делает ее святой и непогрешимой, даже поперек очевидных фактов?
Очередь в мавзолей В.И. Ленина, Москва, 1987 год Фото: Twitter
За Ленина, против Свердлова
Вера в непогрешимость верховной власти и плохое знание истории доводит до совершеннейших анекдотов. Бог с ним, с Ианнуччи и его фильмом. Вот вам другая история, ничуть не менее показательная. 23 января 2018 года некто Верховный Атаман Союза Казаков России Павел Филиппович Задорожный опубликовал на казачьем сайте заявление по случаю 99-летия издания Яковом Свердловым директивы о расказачивании. В практическом смысле господин атаман требует вполне понятных вещей — переименовать носящую имя Свердлова область и прочие объекты, а также убрать памятники ему и т.д. Тем не менее текст заявления господина Задорожного и его пафос весьма характерны в свете интересующей нас темы. «24 января 1919 года в обход центральных органов государственной власти и государственного управления РСФСР… Я.М. Свердлов — руководитель Оргбюро ЦК РКП(б) — подписал и организовал исполнение постановления … «О расказачивании» — вот так трактует историю атаман.
Легко заметить в атаманской логике передергивания откровенные натяжки. Во-первых, 24 января 1919 года директива «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах» действительно была принята Оргбюро ЦК РКП(б), но Яков Свердлов подписал ее только 29 января — как Председатель ВЦИК. Во-вторых, рассматривать это событие в терминах «в обход центральных органов государственной власти» довольно странно, потому что в политической реальности января 1919 года Яков Михайлович Свердлов и был центральным органом власти, возглавляя Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Но в охранительно-патриотической логике января 2018 года Советская власть — отдельно, а Свердлов и его друзья — отдельно.
«Ровно через 52 дня — 16 марта того же 1919 года это постановление было отменено, Пленумом ЦК РКП(б), как ошибочное» — реабилитирует далее православный атаман советскую власть и ленинское ЦК. Это весьма странное и лицемерное заявление хотя бы потому уже, что постановление было не отменено, а приостановлено, а фактические репрессии были продолжены. «Тем не менее этих пятидесяти двух дней исполнителям — Реввоенсовету республики (Л. Троцкий, Э. Склянский, И. Ходоровский, И. Смилга), РВС 8-й армии (И. Якир), Донбюро РКП(б) (С. Сырцов, А. Френкель), другим политическим организаторам… хватило времени для кровавой расправы над казаками, что привело к втягиванию казачества в Гражданскую войну, более того, к расколу общества», — подводит итог своих исторических изысканий атаман.
Итак, какова же атаманская версия событий? Расказачивание организовал лично Яков Свердлов в обход центральных органов власти, а его друзья, троцкие и френкели, за 52 дня наломали дров, а потом товарищ Ленин и другие органы центральной власти во всем разобрались. Вот так в одном документе мы видим всю извращенную логику современного охранительства в развернутом виде.
К 2018 году политическая конъюнктура поменялась. В словосочетании «советская власть» на первое место вышло слово «власть» — а значит, патриот не имеет право ни в чем винить ее, как и любую другую власть, хоть царскую, хоть современную
Казалось бы, казакам надо винить в своих бедах советскую власть как таковую — и это было бы вполне логично, учитывая что она своими декретами уничтожила основания для существования казаков как отдельного сословия России. И, если кто помнит, в начале пресловутого «возрождения казачества» в конце 1980-х годов так вопрос и стоял. Но к 2018 году политическая конъюнктура поменялась. В словосочетании «советская власть» на первое место вышло слово «власть» — а значит, патриот не имеет право ни в чем винить ее, как и любую другую власть, хоть царскую, хоть современную. Виноваты всегда какие-то стрелочники, организующие «перегибы на местах».
Поэтому памятники Ленину, мавзолей Ленина, область имени Ленина, улицы, города, поселки и совхозы имени Ленина никак не возбуждают негодования казачьего атамана, а вот верный соратник и фактический подручный Ленина вдруг оказывается персональным организатором расказачивания, которое он устроил «в обход центральный органов». То есть, вопреки историческим и юридическим фактам, непогрешимая власть — это Ленин, а виновники всех бед — какой-то Свердлов и его друзья со специфическими фамилиями, поправшие, как было модно говорить в некоторые годы, «ленинские нормы».
Двух вещей боится наша забронзовевшая власть — правды о себе и смеха над собой. Значит, надо говорить правду и смеяться — они просто не оставляют нам выхода
В такой атаманской логике можно легко объяснить все мнимые противоречия: царь — святой и все правильно делал, но как только властью стал Ленин — он тоже стал сакральным, поэтому памятники ему трогать нельзя, улицы переименовывать нельзя, а мавзолей — сохранить, потому что Ильич хоть и не святой, но полно стефанов, которые готовы лобызать все начальственные гробы подряд. Хрущев, конечно, отдал Крым Украине, но смеяться над ним тоже нельзя, потому что он — власть, а значит — сакральный тоже. Давно забытые Маленков, Булганин и прочие — они тоже власть, а власть не может быть суетливой и жалкой. Берия хоть и был осужден самым гуманным в мире советским судом и быстренько казнен — но он мало того, что тоже власть и даже целый маршал госбезопасности, так еще и создал ядерную бомбу, своими собственными руками буквально!
Опять же, там труп Сталина! А про трупы начальства все ясно — почитать, торжественно погребать и потом лобызать гробницы, и никакого хихиканья. Ну и «вишенка на торте» -— маршал Жуков, над которым дважды нельзя смеяться: во-первых, он — тоже власть, а это не смешно, а величественно. Во-вторых, он еще и сакральная фигура в пантеоне Великой Победы, а это уже такая святая святых, что только умолкнуть благоговейно и не сметь поминать его ни в каком другом контексте, кроме культового.
Десакрализация власти, осмеяние власти — и прошлой, и настоящей — все это было в нашей культуре и это то, к чему мы должны вернуться. Пузырь пафоса и благоговения перед начальством рано или поздно лопнет, и долг каждого нормального человека — стараться приблизить этот момент. Двух вещей боится наша забронзовевшая власть — правды о себе и смеха над собой. Значит, надо говорить правду и смеяться — они просто не оставляют нам выхода.
* Политолог, постоянный колумнист NT
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции