#Суд и тюрьма

Есть у революции конец

2009.12.18 |

Юрий Гладильщиков


События года по версии The New Times




Самым скандальным фильмом последних месяцев стал «Бруно» с Сашей Бароном Коэном в главной роли. На Украине его запретили за «художественно не оправданную демонстрацию половых органов». В США он вышел в лидеры прокатного уик-энда, с ходу заработав $30 млн (потом интерес к нему угас). У нас он шокировал зал, хохотавший громко, но нервно. Британский комик Саша Барон Коэн прославился три года назад после фарса «Борат: исследование американской культуры во благо великой казахской нации» (номинированного, между прочим, на «Оскара» за лучший сценарий). Его фирменный стиль — непристойность, то есть шутки неполиткорректные и физиологические. Типичный сортирный юмор — в данном случае это не оскорбление, а четкое определение жанра. Тем не менее он не дешевый охальник, а хулиган-интеллектуал. Его творческую профессию точнее всего обозначить термином «акционист».
Критики, и наши и не наши, разошлись во мнениях, считать ли «Бруно» (в котором герой-гомосексуалист, мелкий телешоумен из Австрии, отправляется покорить Америку, чтобы стать вторым знаменитым австрийцем после Гитлера) фильмом полит- или антиполиткорректным, прогейским или гомофобским. На самом деле «Бруно» высмеивает тягу американцев к славе, миротворческие и прочие гуманистические деяния голливудских звезд (в частности, усыновления-удочерения малышей из третьего мира, что, по Коэну, они делают ради саморекламы) и… да-да — гомофобию. Фильмы Коэна лишь притворяются неполиткорректными, чтобы показать, как общество — любое — прикрывает политкорректностью ханжество и скрытую неприязнь ко всяким меньшинствам и -измам. Сошлись же критики в простом наблюдении: «Бруно», от которого поначалу дико хохочешь, пусть иногда и нервно, вдруг становится скучным. Хотя потрясшие украинских цензоров половые органы с экрана не исчезают до самого конца фильма.
«Бруно» — знак того, что закончилась очередная радикальная эпоха: торжества этой самой политкорректности. Политкорректность стала одной из самых разумных идеологий человечества, поскольку исповедовала нормы и лексику, позволявшие меньшинствам уютно чувствовать себя в мире подавляющего большинства. Точнее, стала бы, если бы не породила свои перегибы, не породила бы систему репрессий за нарушения норм, а заодно и цензуру, принуждавшую закрывать глаза на реальные, в том числе криминальные, проблемы тех же меньшинств. Политкорректность усилила общественное ханжество: все изъясняются как надо, но по-прежнему ненавидят иных. В итоге маятник, естественно, качнулся в другую сторону, и в моду вошла вызывающая неполиткорректность, одним из пионеров которой оказался появившийся в конце 90-х, идущий теперь и у нас мультсериал «Южный парк».
«Бруно» окончательно доказал, что в искусстве политкорректность уже не вызов, а банальный тренд. Не зря в этом якобы охальном фильме сочли обязательным засветиться такие боящиеся отстать от паровоза современности персоны, как Боно и сэр Элтон Джон, который сидит в финале за роялем на стуле в виде ставшего на карачки иммигранта-мексиканца (пародия на «дадим несчастным мексиканцам рабочие места!»)
А вот в жизни политкорректность оказалась очередной социальной утопией. Интеллектуалы закрывали глаза на перегибы политкорректности, надеясь воспитать нравственность масс. И они сами (первыми — авторы «Южного парка», теперь Коэн—Боно—Элтон Джон), испугавшись неконтролируемых последствий, качнули маятник в обратную сторону. Похоже, политкорректность станет тем, чем должна стать — да чем и была в тот момент, когда ее выдумывали интеллектуалы Беркли: нравственным законом внутри образованного сословия, который при всем старании и всех иллюзиях фиг навяжешь населению.
А единственное, чем все-таки шокирует пуб­лику пыжившийся нашуметь «Бруно», — это обилие мужского конца на экране. Право, этот конец и есть лучший символ конца очередной утопии. Хрен вам! Хрен нам всем!
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share