#Культура

#Политика

Театральная компания T-ATRE на сцене «Современника» представит спектакль «Арлекино»

2009.12.10 |

Артур Соломонов

5 и 6 июня театральная компания T-ATRE на сцене «Современника» представит спектакль «Арлекино» по пьесе Карло Гольдони «Слуга двух господ» в постановке Сергея Алдонина. В ролях: Елена Морозова, Григорий Сиятвинда, Алексей Жарков, Татьяна Лесневская, Анна Самохина.

Сергей Алдонин — Артуру Соломонову 

Я поставил перед собой и перед актерами почти невыполнимые задачи. И они невероятно трудно выполнимы именно в данный момент развития русского театра. Мы пытаемся совместить школу психологического русского театра и острую театральную форму, а на основе этого мы рождаем импровизацию. Мне кажется, для воплощения этой пьесы Гольдони нужно придумать новые законы актерского существования, а в антрепризе это очень трудно сделать. Для этого нужно за очень короткое время, за два месяца, создать команду. Сделать так, чтобы в этой команде появился лидер или несколько вожаков, которые бы «держали» спектакль, сохраняли его живую ткань не один год. И это лишь небольшая часть наших задач, решить которые очень непросто, особенно сейчас, когда у актеров много разных соблазнительных денежных стимулов: рекламки, сериальчики, юмористические передачки, всякая другая мишура…

Антрепризы часто причисляются к такой же мишуре.
Да, согласен. Но в таких антрепризах я не работаю. Я работаю только с теми продюсерами, для которых важен творческий результат, а не с теми, которые покупают звезд, заставляют их пару раз сплясать, три раза пошутить — и спектакль готов. От таких спектаклей, мне кажется, наш зритель уже начал уставать. Но все изменения в нашем театре происходят так медленно… Многие театры стали похожи на мертвые пароходы — плывут куда-то без цели, без ориентира.

Как Вы думаете, какая системная ошибка не дает нашему театру стать подлинно живым организмом?
Мне кажется, слишком многое в искусстве стало доступно по знакомству. Малоодаренный человек почему-то может десятилетиями держать огромный театр в центре столицы, и молодые режиссеры вынуждены просить, как о какой-то великой услуге, дать им возможность поставить спектакль. С этим сражаться — все равно что вступать в схватку с ветряными мельницами. Бороться можно только одним — неучастием. Как будто этого нет.

Вы думаете о том, каково Ваше место среди режиссеров Вашего поколения?
Моя цель — осваивать новое. Идти по тому пути, по которому режиссеры нового поколения боятся двигаться. Я независим, стараюсь делать то, что хочу, работать с теми продюсерами, которые мне нравятся, брать в свои спектакли тех актеров, которых люблю, и не иду на компромисс. Не вижу режиссера, который бы шел этим путем, при этом зарабатывал бы хорошие деньги и был довольно известным. Идти путем репертуарного бракоделия я не хочу. А если вдруг захочу, то не смогу уже. По-моему, лишь два-три режиссера моего возраста держатся в репертуарных театрах достойно. Молодые режиссеры, приходя в театр с широко раскрытыми глазами и распахнутой душой, должны либо выполнять указания руководителя театра, либо понять, что их воля неминуемо будет подавлена. А для режиссера воля — это главное, иначе его характер сломается. И больше такие режиссеры в столице не поднимутся никогда. В провинции шанс у них еще останется. Есть только один вариант — своя дорога. Либо согласись с тем, что ты всегда будешь вторым.

Но спектакли режиссеров Вашего возраста, которые ставят в репертуарном театре, кардинально отличаются от того, что там делают зрелые мастера. К тому же грань между коммерческим и репертуарным театром сейчас размыта.
И слава Богу. Как ее ни пытались удержать, эта граница размывается все сильнее: актеры начинают понимать, что вне труппы, вне постоянного театра они могут и больше творчески реализоваться, и найти бо/льшую материальную выгоду. То, что Вы оцениваете как положительный сдвиг в театральной жизни, для многих — признак краха русского репертуарного театра. Я же не осуждаю тех, кто так считает, — у них свой путь, свои слабости и, может быть, своя сила в этом. Я ведь не работаю в каждой антрепризе, а только в тех, где можно создать команду и вместе с ней серьезный творческий продукт. И я за него чувствую абсолютную ответственность. Может быть, в Москве лишь несколько продюсеров понимают, что спектакль — это не просто средство заработка, а произведение искусства.

То есть в антрепризе Вам более комфортно, чем в репертуарном театре?
Когда-то я сбежал из государственного театра. И пришел в мастерскую великого Захарова, до этого я работал у потрясающего режиссера Наума Орлова в Челябинской драме, а основная актерская школа мне была дана легендарным вахтанговским педагогом Леонидом Калиновским. Все они — мощная сила русского репертуарного театра в лучший период его жизни. Но моя жизнь сложилась вне этой системы. Я пойду только в тот театр, который будет моим. Я не буду участвовать ни в интригах, ни в реализации чужих планов. Ведь часто руководители театров берут тех режиссеров, которые слабее их, — для создания благоприятного фона. Или берут — и ломают посередине проекта. Театры превратились в княжеские дворцы. И уже подточено все, и стены сыпятся, но все равно они держатся из последних сил. Потом уходит худрук, и театр погибает, потому что замены себе руководитель театра сознательно не подготовил. Может быть, нужно отдать всю власть директорам, и режиссеры на честной конкурсной основе будут предлагать им свои проекты? Режиссер к директору еще может прийти с идеей. А к своему коллеге…

В Новосибирском театре «Глобус» создана как раз такая система: театр возглавляет директор, он предлагает постановки разным режиссерам — как столичным, так и провинциальным. Этот механизм пока работает очень хорошо.
Меня туда приглашала Мария Ревякина, которая тогда еще была директором легендарного «Глобуса». Посмотрев первый акт моего спектакля «Мастер и Маргарита», который мы играли еще в ГИТИСе, она подошла ко мне в антракте и спросила, есть ли у меня время, чтобы на несколько дней слетать в Новосибирск. Я, конечно, полетел. Уровень организации работы и спектаклей меня поразил. Но в тот момент было много предложений в столице, поэтому дальнейшее сотрудничество с «Глобусом» не сложилось.

Вы не пойдете работать в театр, который возглавляет другой режиссер. В то же время Вы не приняли предложение директора, стоящего во главе театра. Каковы тогда для Вас идеальные творческие условия?
Мечта… Например, остров в Карибском море. Или где поближе. (Смеется.) Замок, территория вокруг него… Жить там полгода с группой актеров, с их семьями и творить свободно. А потом со спектаклем, который был создан в этих условиях, колесить по миру. Это путь Питера Брука, и мне он кажется самым правильным.

Когда Вы служили на Дальнем Востоке, Вы создали армейский театр, чтобы…
Чтобы отвлекать себя от армии. Я служил в засекреченной боевой части на границе с Китаем. У меня, кстати, еще долго действовала подписка о невыезде… Зрители на наших спектаклях рыдали, это было единственным развлечением, единственной отдушиной. Я развратил искусством всю часть — комбриг молился, когда я уже уйду. Вынашивал планы, как бы отделаться от меня до окончания срока службы. (Смеется.) А как прикипели к театру офицеры, а главное — их жены! Они приносили нам поесть, заботились о нас. Мне не грозила дедовщина, потому что в моих спектаклях были заняты и новобранцы, и дембеля. Солдат часто отпускали репетировать. А уж когда готовились к праздникам, я нагло требовал: «Тех, кого я выберу, неделю не трогать: ни нарядов, ни боевых постов — ничего». У меня был оркестр военной части, были солдаты, которые по приказу начальства могли построить мне любые декорации…

Так вот они — идеальные творческие условия.
Может быть! Наверное, идеальные условия создаются там, где это менее всего возможно.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share