#Скандал

«Он чудовищен»

2017.09.19 |

The New Times

Как социальные сети реагируют на открытие памятника конструктору Михаилу Калашникову в Москве

kalashnikov_vesti)ru.jpg

Фото: vesti.ru

19 сентября, в День оружейника (есть и такой праздник), в Москве, на пересечении улиц Садовая-Каретная и Долгоруковская, возле нового офисного центра, который москвичи окрестили «Мордором» был открыт памятник конструктору Михаилу Калашникову, создателю самого знаменитого в мире автомата. На церемонии открытия присутствовал министр культуры Владимир Мединский. Автор памятника, Салават Щербаков, сейчас в фаворе — князь Владимир у Кремля — его же творение.

salavat_zherbakov)kalasnikov_com.jpg

Автор памятника Салават Щербаков. Фото: kalasnikov.com

В социальных сетях новый памятник оценили неоднозначно. Или даже, можно сказать, совершенно однозначно.

«В Москве открыли памятник Калашникову. Он чудовищен. Как чудовищны и все прочие «подарки столице» от придворных скульпторов вроде нынешнего Салавата Щербакова (помимо Калашникова, он же осчастливил нас и князем Владимиром Владимировичем у Кремля)», — пишет в Facebook политик Дмитрий Гудков.

«Памятник Калашникову хорошо бы дополнить маленькой композицией у постамента:

Старичок с книжкой — Хуго Шмайссер читает «Тихий Дон», — язвит писатель Денис Драгунский (по одной из версий, основные элементы конструкции автомата АК-47 Калашников позаимствовал у немца Шмайcсера, после войны оказавшегося в советском плену, впрочем, для специалистов это до сих пор дискуссионный вопрос. — NT).

Галерист Марат Гельман тоже категоричен: «В принципе, можно было оставить один автомат, необязательно было бы мужика к нему приделывать. Этот автомат имеет эстетику, и он подчеркивает, что все остальное, в том числе архангел на заднем плане, это все пошлость».

Искусствовед Александр Тимофеевский безжалостен: «Вчера вышел из дома в банкомат достать денег, а там на постаменте стоит дядька, в руках у него автомат Калашникова: сегодня, говорят, у дядьки открытие. Новый памятник создан самым бездарным скульптором мира Салаватом Щербаковым. Церетели рядом с ним Микеланджело. Шоколадный заяц этого Салавата, притворяющийся Владимиром Святым, мощно изгадил Боровицкую площадь, еще недавно одну из лучших в Москве. А ведь напрашивался прекрасный вариант: поставить в память о Владимире крест на Лубянке, убив и шоколадных, и нешоколадных зайцев разом: и вертикаль бы на площадь вернули, она там нужна, и разговоры о возвращении Феликса навсегда бы пресекли, они, ох, совсем не нужны, и разные художественные замыслы увяли бы невоплощенными, зато воплощенной стала бы метафора с крестом — лучший памятник Крестителю Руси и всем умученным по соседству. С какой стороны ни посмотри, всюду прибыток. Но разве крест это памятник? Для начальства памятник — только дядька, и никак иначе.

С Калашниковым та же проблема, к тому же, какой памятник автомату? — он же людей убивает. Но автомат этот такой же русский бренд как водка-шуба-балалайка, икра и матрешка. Почему бы не быть памятнику матрешке, водке, икре, борщу, селедке под шубой, салату оливье? Детям радость, всем счастье. Автомат Калашникова теперь из этого же ряда — то, что было оружием, стало сувениром. Фига. Монументальный дядька, без которого не обойтись, уничтожает любую сувенирность и бренд, и детскую радость, и счастье. Есть только шарахающиеся прохожие и ужас с ружьем, летящий на них во мраке ночи».

Литератор Глеб Морев выходит на неожиданные исторические параллели: «Лучшее определение памятника Калашникову принадлежит Anna Narinskaya: похоже на могилу киллера Сильвестра. Вне зависимости от портретного сходства, это давно описанная Ольгой Матич кладбищенская новорусская эстетика «авторитетного» надгробного монумента с изображением самой дорогой покойному вещи, одновременно символизирующей его социальный статус. Обычно это «мерседесы» (бывает, в натуральную величину) или ключи от них. Здесь — автомат. Более разницы никакой.

У скульптора Щербакова (даром что с Приговым тусовался в молодости) получился вполне концептуальный памятник лихим 90-м. Таким он и войдет в историю».

pamyatnik-kalashnikov_com.jpg

Фото: kalashnikov.com

Но наибольшую злость прокремлевских СМИ вызвал отзыв на новую скульптуру от Андрея Макаревича: «Ну хорошо. Памятник Калашникову. Пусть нам будет, чем гордиться. Если подсчитать, сколько людей на планете убиты из его оружия, получатся миллионы. (Хотя вот что интересно — войну с фашистами АКМ не застал, появился после. Так где он защищал рубежи нашей Родины? В Афганистане? В Грузии? В Украине? В Африке?)

Ладно. Пусть Калашникову. НО ПОЧЕМУ ТАКАЯ БЕЗДАРНАЯ, УРОДЛИВАЯ СКУЛЬПТУРА? Даже в советские времена этот истукан не прошел бы худсовет. Ну что же мы так уродуем свой город, позоримся перед всем миром?»

Макаревича атаковали «Комсомольская правда» и сайт телеканала Министерства обороны «Звезда». Но совершенно изумительную отповедь Макаревичу, которая читается как изощреннейшая пародия, но написана при этом совершенно всерьез, опубликовал сайт телеканала «Царьград»: «В прошлом известный музыкант Андрей Макаревич решил в очередной раз попиариться и доказать друзьям-либералам свою приверженность западным ценностям. Для этого он пошел войной на установленный в Москве памятник известному русскому оружейнику и создателю самого знаменитого автомата в мире Михаилу Калашникову.

Вместо того, чтобы как истинный патриот и гражданин вместе со всеми гордиться славной историей и достижениями нашей Родины, Макаревич решил полить все это грязью. На своей странице американской социальной сети Facebook он попытался максимально оскорбить монумент.

«Даже в советские времена этот истукан не прошел бы худсовет», — пишет Макаревич у себя на странице.

Печально видеть, как в прошлом весьма талантливый музыкант все дальше и дальше скатывается в пучины ненависти к родной стране и ее наследию ради коротких моментов славы среди либерально-настроенной культурной тусовки».

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share