#Афиша

#Сюжеты

От Милана и Парижа до Воронежа

2017.08.28

Знаковые театральные, оперные и балетные премьеры, фестивали и выставки — они стоят того, чтобы под них подстроить свой отпускной график

Драматический театр «Болотное дело» Полины Бородиной. Режиссер Елена Гремина. Москва, Театр.doc, премьера — 6 мая Художественный руководитель и директор театра Елена Гремина призывает своих зрителей отметить трехлетнюю годовщину событий на Болотной площади. Спектакль-акция основан на интервью с родственниками и друзьями осужденных и подследственных на печально знаменитом процессе. Премьера будет сыграна в день, который три года назад стал поворотным в истории России. «Мефисто» Клауса Манна. Режиссер Адольф Шапиро. Москва, МХТ имени Чехова, 5, 15, 21 мая Своеобразным художественным ответом на политические вызовы последних лет станет «Мефисто» по знаменитому роману Клауса Манна. Драма о конформизме и малодушии художника, попавшего в тиски нацистского режима — режиссер Адольф Шапиро уверен, что сюжет Манна сегодня злободневен, как никогда, и потому решил перенести «Мефисто» на сцену Художественного театра. В главной роли — Алексей Кравченко.

Так по замыслу художника Марии Трегубовой будет выглядеть германская толпа 30-х годов в спектакле Адольфа Шапиро «Мефисто» «Месяц в деревне» Ивана Тургенева. Режиссер Евгений Марчелли. Ярославль, Театр имени Ф. Волкова, 10, 11 мая Многократный лауреат «Золотой маски», за несколько лет сделавший Ярославский театр одним из самых интересных в стране, выпускает собственную версию тургеневской комедии. Можно гарантировать, что эта постановка не превратится в очередную занудную историю из жизни «тургеневских девушек» — на спектаклях Марчелли никогда не бывает скучно. В пьесе Тургенева режиссер увидел трагикомическое противостояние двух миров — мужского и женского. «Ложные признания» П. Мариво. Режиссер Люк Бонди. Париж, Театр «Одеон» — Театр Европы, 15 мая — 27 июня Причина номер один, по которой этот спектакль заслуживает внимания, — невероятная во всех отношениях актриса Изабель Юппер, которая играет здесь роль богатой вдовы Араминты. Французская критика уже успела воспеть и подробно описать ее игру в спектакле Люка Бонди, чей режиссерский почерк прекрасно известен и московской публике: Бонди не раз приезжал к нам на Чеховский фестиваль, а два сезона назад стал художественным руководителем «Одеона». Сочетание двух громких имен не всегда гарантирует результат, но встреча Бонди и Юппер в «Одеоне» по всем признакам оказалась счастливой. 

Актерская игра Изабель Юппер (в центре) в спектакле Люка Бонди «Ложные признания» вызвала во Франции вал восторженных рецензий «Сказки Пушкина». Режиссер Роберт Уилсон. Москва, Театр Наций, 16 июня Возможно, самое важное событие московского сезона. Пригласить к себе Роберта Уилсона — для театра Наций шаг программный. Американский режиссер и художник, совершивший в начале 1970-х годов ошеломительный переворот в сценическом искусстве своими авангардными спектаклями «Взгляд глухого» (1971 год) и «Эйнштейн на пляже» (1976 год), впервые работает с русскими драматическими актерами. В основу своей эстетики Уилсон положил дзенскую идею пустоты — точно ту же идею, из которой в конце XIV века родился театр. Но: сам артист при этом уподоблен кукловоду, а его тело — кукле. То, что на сцене Театра Наций предстанет безупречная по красоте и отточенности картинка, можно не сомневаться. Фирменный знак Уилсона — это графические, тщательно вырисованные силуэты актеров (каждое движение просчитано с балетной точностью) на фоне экрана, который беспрестанно меняет свой цвет — от нежно-голубого до угрожающе-багрового. Роль Рассказчика сыграет Евгений Миронов, который, будучи худруком Театра Наций, наверняка уже сейчас готовится отбивать атаки самозваных цензоров, возомнивших себя прямыми душеприказчиками Александра Сергеевича.

Евгений Миронов исполнит в спектакле Роберта Уилсона «Сказки Пушкина» роль Рассказчика Опера и балет «Лулу» А. Берга. Режиссер Дмитрий Черняков. Мюнхен, Баварская опера, с 25 мая Режиссер Дмитрий Черняков вошел в ту стадию творческого развития, когда любая его премьера становится событием европейского, а то и мирового уровня — это когда постановка в Метрополитен или Ла Скала транслируется телеканалами и кинотеатрами всей планеты. Случай с оперой Альбана Берга — особенный: и сама партитура сложна (за пультом Михаил Петренко), и театр известен своим уровнем. В заглавной партии — одна из лучших сопрано наших дней — немка Марлис Петерсен, знаменитая именно своими выступлениями в «Лулу». «Турандот» Дж. Пуччини. Милан, Театр La Scala, премьера, 1–23 мая Уже в XXI веке дописанный классиком мирового авангарда Лучано Берио финал незавершенной оперы перевернул представления многих о шедевре Пуччини — и теперь «Турандот» как-то странно слышать в прежней, шедшей на протяжении восьмидесяти лет, версии. Дирижер Рикардо Шайи, возглавивший недавно музыкальную дирекцию Ла Скала, был первым, кто исполнил Пуччини в новой версии. Составу певцов — Нина Стемме, Мария Агреста, Александр Антоненко — позавидуют многие крупные театры. «Турандот» открывает специальную программу Ла Скала к Всемирной выставке в Милане. 

Премьера «Турандот» Пуччини в La Scala приурочена к открытию Всемирной выставки в Милане In Act and Thought Хореограф Фабрис Мазлиа. Дрезден, 4–7 июня; Франкфурт, 18–21 июня Лучшая, пожалуй, балетная труппа в мире, The Forsythe company показывает новую работу швейцарского хореографа и танцовщика Фабриса Мазлиа, который сотрудничает с Уильямом Форсайтом почти двадцать лет. Как обычно, премьеру увидят не только в Хеллерау вблизи саксонской столицы, где базируется труппа Форсайта, но и по адресу ее второй прописки, во Франкфурте. Фестивали Zaubersee («Волшебное озеро — Дни русской музыки»). Люцерн, 13–17 мая Фестиваль, исследующий взаимосвязь русской и мировой музыки, уже в четвертый раз собирает исполнителей первого ряда. Сольные концерты Михаила Плетнева и Бориса Березовского, сестры Лабек и хор собора Святой Троицы из Тбилиси. Один из концертов будет посвящен 90-летию Майи Плисецкой. Центром фестиваля станет гостиница «Швайцерхоф», где в свое время останавливался Лев Толстой. Записки князя Нехлюдова начинаются фразой: «Вчера вечером я приехал в Люцерн и остановился в лучшей здешней гостинице, «Швейцергофе» (если повезет, можно поселиться в номере писателя, правда, кровать с тех пор сменили)». В программе не только классики, от Мендельсона и Чайковского до Скрябина и Щедрина, но и менее известные композиторы, такие как Павел Юон (1872–1940) или 58-летний Зураб Надареишвили. 

Пианист Борис Березовский выступит в Люцерне с сольным концертом    Wiener Festwochen. Вена, 14 мая — 21 июня Этот фестиваль — один из самых престижных в Европе — стоит того, чтобы приурочить к его открытию свои отпускные планы. Ромео Кастеллуччи, спектакли которого не раз вызывали скандалы и возмущение религиозных ортодоксов, покажет уже шокировавшую многих постановку «Сойди, Моисей», где речь идет о богооставленности человечества. Среди главных музыкальных событий — «Замок герцога Синяя Борода» Белы Бартока в режиссуре Андреа Брет с Кентом Нагано за дирижерским пультом. В рамках программы и двухдневный мини-фестиваль, посвященный Мечиславу Вайнбергу (1919–1996), русско-польско-еврейскому композитору, только сейчас открываемому западной культурой. Профессионалы ценили его всегда, советская же публика знала в основном по работе в кино и мультипликации — «Летят журавли», «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация». Посвященные ему фестивали прошли не так давно в Ливерпуле, Рочестере и Брегенце. Помимо трех культур, к которым Вайнберг принадлежал по месту рождения и творчества, во время эвакуации в Ташкент он соприкоснулся еще и с азиатской музыкальной традицией. Salzburger Pfingstfestspiele (Троицын фестиваль). Зальцбург, 22–25 мая Трудно поверить, что еще недавно этот фестиваль хотели закрыть. Но с приходом в качестве интенданта Чечилии Бартоли и уровень повысился, и аншлаги стали привычны. В этом году программа объединена девизом «Я призываю всех богов на свете». Сама Бартоли поет в новой постановке «Ифигении в Тавриде» Глюка в режиссуре столь ценимых ею Моше Ляйзера и Патриса Корье. Швейцарским ансамблем аутентистов I Barocchisti дирижирует Диего Фазолис — с Бартоли они сотрудничают давно, вместе записали и мгновенно ставший знаменитым диск «Санкт-Петербург» (вышел на Decca) с ариями из забытых произведений итальянских композиторов-эмигрантов, чьи партитуры хранятся в Мариинском театре. Бартоли споет и в концертном исполнении оперы Генделя «Семела». Среди других ярких событий — концерт контратенора Филиппа Жарусского и «Сон в летнюю ночь» гамбургского балета — одна из самых известных работ Джона Номайера. Платоновский фестиваль искусств. Воронеж, 3–14 июня Всего за несколько лет Платоновский фестиваль искусств в Воронеже сумел стать вровень с самыми известными фестивалями Москвы и Питера. В программе — не только театр, но и музыкальные, выставочные, литературные события. В этом году главным хитом обещает стать бессловесный спектакль француза Филиппа Жанти «Не забывай меня», чей жанр непросто определить (не драма, не танец, не цирк, не кукольный театр). На сцену выйдут несколько чопорных норвежцев в черных смокингах и котелках, окруженные ангелоподобными девушками в белом. Кто в этом сценическом круговороте живой человек, а кто — кукла, сообразишь не сразу. Лев Додин приедет в Воронеж с пьесой Ибсена «Враг народа», а Юрий Бутусов — с ярким шоу «Кабаре Брехт». Несмотря на трудности с пересечением российской границы, ожидается также приезд Тбилисского театра имени Марджанишвили («Записки сумасшедшего» Гоголя) и Рижской русской драмы («Фро» Андрея Платонова). Выставки «Владимир Немухин. Грани формализма.  Лидия Мастеркова. Лирическая абстракция». Москва, Музей современного искусства (ММОМА), до 31 мая Одна из самых интересных выставок этого года посвящена 90-летию классика нонконформизма Владимира Немухина. Вторая часть выставки отдана работам Лидии Мастерковой, которая была подругой и музой Немухина в 1960–1970 годы. Оба были инициаторами знаменитой «бульдозерной выставки» 1974 года, разгромленной властями. Но далее их пути разошлись. Лидия Мастеркова эмигрировала во Францию, а Владимир Немухин остался в СССР. Нам дана удивительная возможность встречи двух художников спустя многие годы в одном выставочном пространстве.

Владимир Немухин, «Бубновый валет», 1992 год, МОММА   «Партеногенез» Дениса Прасолова. Санкт-Петербург, Музей современного искусства «Эрарта»,  до 18 мая Cкульптор Денис Прасолов cловом «партеногенез» назвал акт творчества, сравнив создание художественного произведения — от зарождения идеи до мучительных родов — с «девственным размножением». Изваянный художником мир фантастических зверей и объектов без названия демоничен и забавен одновременно. Это искусство основано на соединении фантастической науки нашего времени с космической физикой и генной инженерией, с одной стороны, и околонаучной фантастики — с другой. «Веласкес». Париж, Гран Пале, до 14 июля Лувр и Художественно-исторический музей Вены представили в Гран Пале картины Веласкеса в контексте его современников. Из шедевров Веласкеса выставлены «Венера с зеркалом» из Национальной галереи в Лондоне и «Портрет Папы Иннокентия Х» из Галереи Дория Памфили в Риме. Сегодня достоверно атрибутированы 123 картины художника. Они хранятся в 11 музеях мира, самая большая коллекция — в Национальном музее Прадо в Мадриде. «Анри Руссо: архаичный наив». Венеция, Дворец Дожей, до 6 июля Выставка работ французского художника Анри Руссо для Италии экстраординарна. На нее удалось собрать 40 из 100 известных работ Руссо и 60 картин художников его эпохи — Гогена, Пикассо, Сезанна, Кандинского и других. «Таможеник» Руссо (он работал скромным служащим на таможне — отсюда и его прозвище) долгое время вообще современниками не воспринимался художником. Публика над его портретами смеялась, издевалась, заявляя, что даже ребенок способен так рисовать. Но художники очень высоко ценили творчество Анри Руссо. Например, Пикассо всю жизнь не расставался с «Портретом женщины (Ядвига)», который приобрел еще до знакомства с автором за 5 франков — по цене холста. Полотно привезли в Италию из музея Пикассо. Из Центра Помпиду в Венецию прибыло полотно «Птичий двор». Ее купил когда-то Василий Кандинский и выставил в Мюнхене в 1911 году уже после смерти Руссо.

Анри Руссо, «Сон», 1910 год, Нью-Йорк, Музей современного искусства   «Неизвестный дневник Жана-Мишеля Баския». Нью-Йорк, Бруклинский музей,  до 24 августа Культовый американский художник Жан-Мишель Баския умер в 27 лет. Сегодня рекорд цены на его работы составляет $48,8 млн. Родился будущий художник в Бруклине, мать его из Пуэрто-Рико, отец родом с Гаити. Как и многие подростки его времени, занимался граффити и украсил своими рисунками многие здания в Нью-Йорке. После знакомства с Энди Уорхолом стал серьезно заниматься живописью и добился большого успеха. На протяжении всей жизни Жан-Мишель вел личный дневник — он заполнял белые листы эскизами и игрой слов, поэтическими фрагментами и ежедневными наблюдениями. Первая крупная выставка этих дневников представляет собой цикл из 160 страниц отсканированных блокнотов художника.

Жан-Мишель Баския, «Падший ангел», 1981 год, частная коллекция Фото: Sergey Petrov/мхат.ru, Pascal Victor, theatreofnations.ru, milanopera-tickets.com, Vincent Garnier, Mirare

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share