#Сериалы

#Сюжеты

Взгляд сверху

2017.08.28

«Мир Дикого Запада», главный сериал минувшей осени, завершил первый сезон на фоне неутихающих споров. Для многих он оказался лабиринтом, через который можно пройти не один раз

  Андроиды в лаборатории рождаются на распятии, чтобы жить в аду, созданном людьми. Фото: kinopoisk.ru

Великие каньоны закручиваются в роговицу гигантского глаза, вызывающего ассоциации и с приемами советского кинорежиссера Дзиги Вертова, и с Большим братом Оруэлла. Руки манекена заученно набирают мелодию, которую играет механическое пианино. В автоматизированном сборочном цехе скачет апокалиптический «конь бледный, и на нем всадник, которому имя Смерть», — мерно, как на первых фотоснимках Эдварда Мейбриджа, фиксировавших фазы движения (с этого опыта хронофотографии полтора века назад и началось кино). Уже заставка объясняет про «Мир Дикого Запада» (Westworld) если не все, то многое. На сюжетном уровне это история о футуристическом парке развлечений, населенном роботами, где люди-посетители выпускают на волю свои самые темные инстинкты. А по существу — о тотальной силе кинематографического «паноптикона» в его новом понимании: о повседневной практике визуального насилия и об освобождении от него. В общем, сериал о сериалах.

Усталость материала

«Мир Дикого Запада» создавали долго, но вышел он вовремя — именно в момент ощутимой усталости сериального мира от самого себя. Платный канал HBO, флагман телевизионной революции, выпустил его, пока пользователи соцсетей торжественно извещали друг друга о том, что медиум многосерийных фильмов, набиравший силу последние 20 лет, если не умрет вот-вот, то впадет в кому. Бюджеты у сериалов завышенные, время драматургических новаций прошло, а зритель перекормлен качественным продуктом (так сыт, что даже Вуди Аллен, дебютировавший в сериальном жанре на Amazon, для него уже не новость, а лишь повод поворчать). Вот закончится «Игра престолов» — и прощай, «золотой век».

На сюжетном уровне это история о футуристическом парке развлечений, населенном роботами, где люди-посетители выпускают на волю свои самые темные инстинкты. А по существу — о повседневной практике визуального насилия и об освобождении от него. В общем, сериал о сериалах

Но усталость усталости рознь: как показывает «Мир Дикого Запада», иногда привычка и рутина вполне могут стать отличным источником вдохновения. Этот сериал можно читать как торжественную отходную жанру, понимать как довольно изощренную метафору современной индустрии развлечений, в которой и зрители кино, и его создатели играют в общую игру. А можно — тут уж каждый сам себе хозяин — просто смотреть как фильм о роботах, который ставит вполне привычные для фантастики вопросы (какие именно овцы снятся андроидам?) и при этом умудряется отвечать на них с определенной долей новизны.

Сценарист, продюсер и режиссер Джонатан Нолан и его жена-соавтор Лиза Джой выжали из давней постмодернистской игры с заемными схемами все, что было возможно: верный «кольт» заряжают цитатами из Шекспира и стреляют в сатирическую фантастику вроде культового британского сериала «Черное зеркало». Создатели Westworld ухитрились усыпить нашу бдительность и под видом неразрешимой загадки подсунуть грошовую головоломку. В одной из финальных сцен фигурирует старинная забава Pigs in Clover («Свиньи в клевере») — лабиринт, по которому гоняют шары. В XIX веке увлечение этой игрушкой приняло форму настоящей эпидемии — ну точно как сегодняшняя повальная зависимость от сериалов. Но так ли просто пройти этот путь, если на него нельзя взглянуть сверху?


 

Головоломка

Самое поразительное в случае с «Миром Дикого Запада» — то, что перед нами первый, кажется, случай намеренного разрушения свойственной жанру линейности. Сериалы — это длительность и развитие. Они переливаются из сезона в сезон, на долгие годы становясь важной составляющей жизни своего зрителя. Но этот конкретный фильм словно не хочет, чтобы его смотрели неделю за неделей. Он играет с человеческой памятью, сбоит флешбэками, противостоя линейному повествованию во всем. Половина героев — роботы. Они не стареют, их цифровые воспоминания избавлены от аберраций. В результате несколько временных пластов смешиваются на экране в один, стоит только зрителям немного зазеваться, а авторам — избавиться от поясняющих титров.

Сюжет о роботах, обретающих сознание, можно прочитать  как историю о женской эмансипации. Фото: kinopoisk.ru

С финалом первого сезона стало очевидно, что в наименее выигрышной ситуации оказалась та аудитория, которая по старинке собиралась перед экранами по воскресеньям и честно потратила осень на ожидание новых серий. За событиями, которые разворачиваются сразу в нескольких десятилетиях, удобнее следить «сверху», имея возможность перескакивать от серии к серии, перематывая эпизоды взад и вперед, или даже тасуя их. После первого просмотра полезно зайти на сайт проекта (закрыт для пользователей на территории России) или хотя бы ознакомиться с путеводителем, написанным самыми внимательными зрителями. Двоящиеся лабиринты сюжетов в верхней туристической зоне развлекательного парка, заселенной роботами, и в нижней — технической, где работает персонал, часто обрываются тупиками и скомканными подробностями, что дает немало поводов упрекнуть создателей сериала в небрежности. Нужно только обладать определенным занудством — и поймаешь их на мухлеже.

И все же, несмотря на ряд абсурдных допущений, «Мир Дикого Запада» создан людьми, которые привыкли к тому, что зрители будут анализировать в блогах каждый кадр, писать посерийные обзоры («рекапы») и плодить версии, обсуждая увиденное в поисках подсказок и ответов — мнимых или истинных. Пародийные черты такого зрителя-знатока просматриваются в одном из центральных героев — «человеке в черном» в исполнении Эда Харриса, который представляет собой нечто среднее между телевизионным конспирологом, истово верующим в невидимые связи и тайные смыслы, и увлеченным игроком, постоянно возвращающимся в знакомые сюжеты и локации видеоигр, чтобы отыскать нечто скрытое, доступное лишь немногим (в идеальном варианте — ему одному). Стоит ли удивляться тому, что разгадка подчас оказывается куда менее захватывающей, чем путь к ней, и геймера неизбежно настигает разочарование.

Форд (Энтони Хопкинс) — творец всего сущего в парке развлечений и воплощение всесильного сценариста сериалов. Фото: kinopoisk.ru

Тюрьма грез

Большинство критиков справедливо указывают на то, что парк-аттракцион в сериале смахивает на виртуальное пространство современных компьютерных игр — мнимо бесконечных, вроде бы вполне реалистичных, исполненных возможностей, но все же ограниченных локациями и сценариями. Игру можно пройти, игру можно взломать, но чтобы ее покинуть, необходимо сверхусилие. Торжество вседозволенности — на деле всего лишь тюрьма грез. Этот парк — «паноптикон» моралиста Иеремии Бентама, идеальная тюрьма, в которой все и всё под присмотром. Глаз в заставке и метафорическая карта игрового пространства в центре управления парком прямо указывают на это.

Сценарист-надсмотрщик, как царь, бог и проклятие мира, голос в голове андроидов и зрителей, — один из главных сюжетов «Мира Дикого Запада». Трудно не увидеть в Форде, архитекторе и идеологе парка (его играет Энтони Хопкинс), одного из создателей сериала — Джонатана Нолана, одержимого темой памяти и фабрикации воспоминаний еще со времен рассказа «Помни», по которому его старший брат Кристофер Нолан снял свой полнометражный дебют. Реальный Нолан-младший работал в тени брата, как экранный Форд — в тени своего давнишнего партнера Арнольда Вебера.

Когда-то давно визионер Вебер написал для андроидов программное обновление «грезы», запустившее самосознание машин, и вышел из игры, поняв, что его кибернетические дети обречены на ежедневный ад. Ведь хозяева жизни приезжают в «Мир Дикого Запада» не ловить рыбу в реке или искать сокровища в прерии, а безнаказанно убивать, насиловать и грабить. Форд — словно Моисей: получив от создателя программный код, он десятилетиями водит андроидов по пустыне страданий и скорби (в лаборатории роботы вообще рождаются на распятии). Только боль и память о ней могут создать условия для выхода игры на новый уровень, сформировать сознание, когда робот осознает голос программиста в голове как свой собственный. Здесь авторы сериала прямо обращаются к теории двухкамерного разума, выдвинутой американским психологом Джулианом Джейнсом, который предположил, что процесс обретения сознания — это процесс «потери бога», то есть признание того, что внутренний голос принадлежит самому человеку и никому больше.

Отрезвление

Актуальная повестка тоже не забыта: в конце концов «Мир Дикого Запада» можно прочесть как историю эмансипации не только искусственного человека, но и женщины. Лиза Джой, жена-соавтор Нолана, не смотрела первоисточник сериала — одноименный фильм Майкла Крайтона 1973 года, и это, кажется, помогло ей внедрить сильные женские персонажи в традиционно мужской мир вестерна.

Авторы сериала прямо обращаются к теории двухкамерного разума, выдвинутой американским психологом Джулианом Джейнсом, который предположил, что процесс обретения сознания — это процесс «потери бога»

Лабиринт сюжета вьется вокруг пробуждения кротко страдающей блондинки Долорес, в которой дремлет безжалостный убийца Уайетт, и освобождения андроида-проститутки Мейв. Эти события отрезвляют игровую вселенную, управляемую угнетением и насилием (основные аттракционы, которые может предложить парк своим преуспевающим гостям). Westworld — воплощенная утопия старого порядка, оазис, где можно осознать себя как хозяина жизни, — получает прививку новой этики освобождения. Конечно, по разрешению свыше. От Форда ли, Нолана ли, но все-таки по разрешению.

Предшествующая развязке программная речь Форда-Хопкинса исполнена разочарования. Прогресс оказался фикцией, технологии так и не смогли изменить людей. Человечество по-прежнему не хочет от мира ничего, кроме сюрпризов и насилия (как и зрители сериалов — заметим в скобках). И единственное, на что Форд может опереться в жажде перемен, — это его собственная воля пророка, ничем не регулируемая власть, способная свергнуть старых господ и наказать нерадивых пользователей.

В минувшем сезоне «Мир Дикого Запада» был не единственным сериалом HBO, над которым витал призрак цивилизационного тупика и неминуемой порки. Схожим образом этическую проблему утерянных иерархий и превратно понятого гуманизма решал и «Молодой папа» Паоло Соррентино. Там по сюжету уставший от политических компромиссов и заигрываний со всеведущей паствой Пий XIII (Джуд Лоу), наладив прямой канал общения с Богом (благо, ему это по сану), превращался в такой мощный ретранслятор Божьей любви, что ни постыдная для понтифика привычка к сигаретам, ни суровые взгляды в вопросах контрацепции уже не играли роли. Когда проповедь бессильна, поможет отповедь.

Если верить, что массовое искусство исподволь, внимая грезам и тайным желаниям зрителя, может выражать общественные настроения, то в этих чистосердечных телевизионных поисках высшей силы, которая придет и все поправит, трудно не увидеть отражение тотального страха перед завтрашним днем, не испытать ощущение смыслового тупика. Еще вчера человечество верило в путь, который предстоит пройти, петляя по закоулкам прогресса. Сегодня мы достигли центра лабиринта. Что завтра? Сверху виднее.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share