Триеннале — выставка или фестиваль, проходящий раз в три года, — форма культурного мероприятия, вполне подходящая современному искусству. Ведь за три года картина мира иной раз так меняется, что искусство просто обязано эти изменения догнать и отразить. Регулярные арт-фесты проводятся, бывает, и реже, как, например, Documenta в Касселе (ФРГ) — едва ли не самая авторитетная международная выставка современного искусства, случающаяся каждые семь лет, — и чаще, как Венецианская биеннале, проходящая раз в два года (в 2017-м впервые за много лет эти два крупнейших события совпадут). Ближайшей осенью нас ждет и очередная Московская биеннале современного искусства, которую важно не спутать с Триеннале. Разница между ними в том, что традиционный московский смотр, который состоится в «Манеже», претендует на международный статус, тогда как Триеннале рассматривает только то, что создается в России.
Кураторы не решились показать весь срез современного российского искусства и на всякий случай собрали в залах «Гаража» фактически классику — то, что гарантированно будет иметь успех
Есть и другое отличие. Если Московская (и любая другая) биеннале современного искусства всегда подчинена единой теме, заявленной куратором, то «гаражный» фестиваль, который продлится до 14 мая, от этой практики отказался. Комиссар Триеннале — главный куратор «Гаража» Кейт Фаул — и ее команда посчитали, что программа должна лишь отражать «дух времени», что бы это ни значило, и представлять все многообразие тенденций и направлений, которые формируют сегодня региональную художественную жизнь.
Искусство мегаполиса
За несколько месяцев кураторы Триеннале успели объехать 40 c лишним городов России, встретиться с более чем 200 художниками в возрасте от 19 до 69 лет. Однако неожиданных открытий не случилось: все 63 автора, чьи проекты включены в программу, представляют самые активные в художественном отношении города. Среди них выделяются мегаполисы — Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Калининград, Владикавказ и Самара, где уже существуют (а кое-где давно) региональные филиалы Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), до недавнего времени работавшего в Москве. Скоро должен открыться еще один, во Владивостоке, где есть и свой лидер местной художественной среды — арт-сообщество «33+1», известное своими росписями фасадов и уличными объектами: они тоже представлены на Триеннале.
Между тем знаменитого ГЦСИ в Москве — уникальной государственной институции, работавшей 20 лет и во многом создавшей современную российскую арт-среду, — де-факто больше нет. В мае 2016 года по распоряжению министра культуры Владимира Мединского Центр влился в состав государственного же музейно-выставочного объединения РОСИЗО, утратив самостоятельность и растеряв значительную часть команды. Будущее Центра в его новом качестве туманно, но его функции институции, развивающей современное искусство на всем пространстве страны, отчасти и взял на себя частный Музей «Гараж» — устроив Триеннале.
Оглядываясь на авторитеты
Волей музейной команды Триеннале поделена на «директории», но в этом слове не стоит искать намека на
иерархию: имеется в виду калька с английского, означающая буквально «направление», «область». В первой директории — «Мастер-фигура» — представлены самые авторитетные имена: легендарный акционист Павел Аксенов — участник коммуны в Трехпрудном переулке, эмигрант, вернувшийся из Лондона в родной Ижевск; Дмитрий Булатов — известный теоретик искусства, куратор Калининградского филиала ГЦСИ; лидер движения «Э.Т.И» 1990-х Анатолий Осмоловский; патриарх отечественной арт-сцены Андрей Монастырский, представлявший Россию на 54-й Венецианской биеннале…
Все они неформально влияли и продолжают влиять на художественный процесс. Но и в следующей директории — она получила название «Авторские мифологии» — в один ряд с незнакомыми художниками попали столичные знаменитости — Евгений Антуфьев, Павел Пепперштейн, Александр Повзнер.
То же наблюдается в разделе «Верность месту», где мы видим, в частности, Таус Махачеву — перформансистку и видеохудожницу, до сих пор работающую, несмотря на мировую известность, в родной Махачкале. Впрочем, посмотрим правде в глаза: Махачева — лауреат премии Кандинского и главной национальной российской арт-премии «Инновация», она отобрана в этом году для участия в главном проекте Венецианской биеннале. Показать Таус Махачеву — все равно что золотой червонец предъявить.
В раздел «Общий язык», который объединил художников, владеющих универсальным, не требующим «перевода» языком современного искусства, попали проект известного видеохудожника Виктора Алимпиева, работа очень популярной панк-группы ЗИП из Краснодара и видео-арт Евгения Гранильщикова, еще одного лауреата премии Кандинского.
В посвященной стрит-арту директории «Морфология улиц» — нижегородская группа «Той», екатеринбургская «Злые» и московский стрит-артист Александр Шишкин-Хокусай. Раздел «Локальные истории искусства» задействовал помимо художников еще и философов, кураторов, музейщиков, имеющих что сказать на тему местного контекста.
Едва ли не единственный раздел, где ставка сделана на молодых, — «Искусство действия». Но и в нем участвуют среди прочих известные персоны, в частности, автор новосибирской «Монстрации» Артем Лоскутов. И тут же — видео с акций Петра Павленского, «Войны» и Pussy Riot.
Кажется, что кураторы, вопреки амбициозной заявке, не решились показать весь срез современного российского искусства и на всякий случай собрали в залах «Гаража» фактически классику — то, что гарантированно будет иметь успех.
Возникла и другая политически нервная тема: в числе российских регионов, которые исследовали в погоне за талантами гонцы «Гаража», оказался полуостров Крым
Экспортное качество
Впечатление, что Триеннале скорее показывает «экспортный вариант» российского современного искусства, чем исследует, как было заявлено, художественную жизнь регионов, подкрепляют и выставки, проходящие в «Гараже» параллельно с Триеннале: «По направлению к источнику» (работы Вячеслава Курицына, Владимира Логутова, Андрея Монастырского, Кирилла Савченкова и Ольги Чернышевой, вдохновленные документами из архива «Гаража», отражающими художественный процесс в СССР, начиная с 1950-х), и выставленная в атриуме музея гигантская трехуровневая инсталляция уже весьма титулованной Ирины Кориной — театральной художницы, автора с легко узнаваемым почерком и еще одной участницы основного проекта Венецианской биеннале 2017 года.
На «экспортное качество» намекает и специальный отдел, отведенный творчеству Дмитрия Александровича Пригова, которого давно нет с нами. Кураторы объясняют это исключительным влиянием Пригова на художественную среду: он много ездил по стране, от него люди узнавали о современном искусстве; на выставке мы видим вещи, вдохновленные Приговым, или оммажи ему.
Логика устроителей понятна: известные имена привлекают внимание к русскому искусству в целом, а это способствует подъему уровня всей российской арт-среды. В экспозиции, безусловно, есть чем восторгаться, но все же Триеннале предполагает и даже обещает исследование арт-процесса, некий эксперимент, а именно этого недостает.
В провинции у моря
«В 2017 году Россия отмечает столетие Октябрьской революции 1917 года, — сообщает пресс-релиз фестиваля, — и именно 1-я Триеннале российского современного искусства станет вкладом Музея «Гараж» в празднование юбилея». Эта фраза заставила экспертное сообщество насторожиться и искать подвох в программе. Пояснения насчет русского авангарда, «неразрывно связанного с революцией», не смогли отбить этот странный привкус, тем более что тут же возникла и другая политически нервная тема: в числе российских регионов, которые исследовали в погоне за талантами гонцы «Гаража», оказался полуостров Крым.
Меньше всего это можно было ожидать от «Гаража», который в течение всех трех лет, прошедших с момента исторического «завоевания», умело держал баланс и хранил верность либеральным принципам.
Вроде бы и теперь ничего не изменилось. Но, как сказал директор «Гаража» Антон Белов, сегодня Крым стал субъектом Российской Федерации, и «Гараж» не может это игнорировать. В Крым с исследовательской миссией ездила куратор Саша Обухова. Во время недавнего «круглого стола», устроенного интернет-ресурсом «Артгид» по поводу Триеннале, она описала ситуацию, обнаруженную на месте: «В Крыму, который и до аннексии был вычеркнут из культурной политики Украины, нет ни одной институции, ни одной выставочной площадки, которая бы занималась современным искусством».
Это, видимо, ненадолго: упомянутое выше РОСИЗО планирует открыть крымский филиал ГЦСИ. Как отметила шеф-редактор «Артгида» Мария Кравцова, такой шаг, наряду с каким-нибудь байкерским парком «Патриот» на горе Гасфорта и Всероссийским молодежным образовательным форумом «Таврида», воспринимается как идеологическая аннексия территории вслед за политической, и «Гараж» со своим проектом волей или неволей встраивается в ту же парадигму.
Актуальное искусство действительно оказалось в Крыму в мертвой зоне. И Украине, и России не до него. Авторам, использующим в творчестве не самый доступный художественный язык (и не уехавшим после аннексии), приходится сталкиваться, по словам куратора, с агрессивной ксенофобской средой. Несколько двусмысленная в этом случае, сервильная позиция музея, решившегося на подобный компромисс, оказалась напрасной: ни одного художника из Крыма в программе Триеннале в итоге нет.
В защиту позиции «Гаража», впрочем, говорит тот факт, что на Триеннале о художественной ситуации в Крыму будет говорить специально приглашенный эксперт Мария Удовыченко — в прошлом сотрудник ГЦСИ, она несколько лет назад переехала жить на полуостров по личным причинам, далеким от политики. Покажут здесь и запись «монстрации» в Симферополе 2014 года, когда десять ее участников вышли на улицу с аполитическими лозунгами вроде «гречка» или «классная погода», но их в силу политической инерции затравила толпа.
Фото: пресс-служба музея современного искусства «Гараж»