#Выставки

#Сюжеты

Культура памяти

2017.08.28

30 мая в Эрмитаже открылась экспозиция работ Ансельма Кифера, одновременно самого яркого и самого мрачного живописца XX века

«Велимиру Хлебникову. Судьбы народов», 2015–2016 годы. Фото пресс-службы Государственного Эрмитажа

Провести выставку Кифера именно сейчас для Эрмитажа уместно как никогда. Кроме прочего, это возможность оправиться после очередной шумихи, связанной с выставкой бельгийца Яна Фабра и жалобами на музей зоозащитников, певицы Елены Ваенги и депутата Виталия Милонова. Немец Кифер нового скандала не принесет: публика, как показывает практика, раздражается не на острые темы, а на непривычные техники. Спровоцировавшие громкие обсуждения экспозиции были составлены из объектов, скульптур и чучел. Кифер же — живописец, да еще и фигуративист: любой казак ясно поймет, что на картинке нарисовано: тоннель, амбар, взлетная полоса, заброшенная фабрика. И уйдет если не довольным, то точно без импульса написать жалобу в прокуратуру.

Цикл картин, посвященных Велимиру Хлебникову, Ансельм Кифер написал специально для Эрмитажа. Фото Holf Haid/PICTURE-ALLIANCE/DPA/AP/EAST NEWS

Кифера в Эрмитаж привезли не в рамках скандала или поиска общего языка с современным искусством. Это «ария заморского гостя» в рамках большого проекта, приуроченного к столетию Октябрьской революции, — серии посвященных этой годовщине выставок. И выставлены работы — в Зимнем дворце, ровно в тех залах, где 100 лет назад завершилась досоветская история России.

Почему именно Кифер выступает здесь в качестве special guest, понятно. Кто, если не он? Масштаб фигуры художника таков, что персональную экспозицию в Эрмитаже он давно уже заслужил — его работы несколько лет назад выставлялись в Главном штабе, на групповой выставке немецкого искусства XX века. Наряду с Георгом Базелицем, Зигмаром Польке и Герхардом Рихтером художник составляет ядро мощнейшей генерации немецких живописцев (и шире — культурных деятелей) 1970-х годов. Каждый из них получил по «Нобелевке» в сфере искусства — Императорскую премию Японии (из наших соотечественников, например, ею наградили только Софью Губайдулину, Мстислава Ростроповича, Илью и Эмилию Кабаковых). Вопрос «почему Кифер» возникнуть не может — скорее «почему только сейчас». Лувр, скажем, уже давно купил его картины для своей коллекции — у единственного из ныне живущих авторов.

живописец руин

Понятно и то, почему Кифера выставляют в рамках серии выставок к столетию рокового поворота в российской истории. За художником давно закрепилась репутация фигуры, тесно связанной с памятью о катастрофах ХХ века. Он родился за два месяца до конца Второй мировой в Европе. Как все его западногерманские ровесники, он рос вместе с осознанием вины перед человечеством, с неприятием поколения родителей-соглашенцев, повсюду встречая следы пережитой миром катастрофы. Ходил по улицам городов, полных пустырей на месте разрушенных зданий. Узнавал, что страна, где он рожден, бесконечно виновата перед миром за тот ад, в который она его опрокинула. Каждый из художников (в самом широком смысле слова) этой генерации научился говорить об этой травме по-своему: Георг Базелиц деформирует человеческое тело, Герхард Рихтер ищет точки соприкосновения фотографии и живописи, Вернер Херцог испытывает границы и возможности человеческой психики, Гюнтер Грасс и Винфрид Георг Максимилиан Зебальд рассказывают частные истории о жертвах исторического катаклизма.

Кифер — живописец, да еще и фигуративист: любой казак ясно поймет, что на картинке нарисовано, и уйдет если не довольным, то точно без импульса написать жалобу в прокуратуру

Кифер же работает с наследием мировых катастроф напрямую: пишет руины, смерть, заброшенные пространства, оставленные дома. Он, может быть, единственный современный живописец-пейзажист. Только натура, которую он фиксирует, куда более драматична, чем шишкинские рощи и морские баталии Айвазовского. Его материал — не сиюминутное действие и не война, а то, что она делает с пространством, в котором разворачивается. Художник изучает следы, которые катастрофы оставляют, пишет руины и поля битв. Его техника — сурово, грубо уложенная на холст краска, фактурно обработанная: на видео это выглядит впечатляюще — художник попросту рубит подсохший холст, сбивает с него целые куски грунта.

«1770 Чесма 1770-951=819 Норманны во Франции», 2016 год. Фото пресс-службы Государственного Эрмитажа

больше, чем союзник

Но есть у эрмитажной выставки и второй герой, не менее удачно выбранный, — поэт-футурист (сиречь революционер), «председатель земного шара» Велимир Хлебников. Киферу его персона не менее знакома, чем нам с вами. Впервые художник обратился к творчеству Хлебникова 12 лет назад, когда готовил выставку для лондонской галереи White Cube. Теперь вернулся к такому своеобразному «сотрудничеству».

Не стоит ждать на выставке леттризма: здесь нет ни цитат, ни «поэтических образов». Кифер не пишет на холсте хлебниковские «Бобэоби». Пусть он и говорит, что поэзия Хлебникова его «ведет» при создании полотен, для него важны не стихи, а сама фигура поэта. Гунна, родившегося в калмыцких степях, реформатора языка, мастера «зауми», культурного террориста, священного безумца. Оно и ясно: стихи «председателя земного шара» переводу вряд ли поддаются (хотя опыты есть — «Крылышкуя золотописьмом» из «Кузнечика» переведено на английский как «Wingletting with the goldenscrawl»). Кифер для своего проекта заимствует не тексты и даже не образ, а идеи поэта. В частности, его теорию цикличности истории — повторяющихся каждые 317 лет смертоносных военных сражений. Названия картин отсылают к этой теории: художник рифмует битвы при Чесме и экспансию норманнов во Франции, а ту, в свою очередь, с высадкой союзников в Нормандии.

«Дух над водою», 2008–2016 годы. Фото пресс-службы Государственного Эрмитажа

Но «Кифер — Хлебникову» — не сухой эксперимент по проверке поэтико-математической идеи практикой. Фигура теоретика здесь интереснее теории как таковой: Хлебников пытается подчинить стихию войны и насилия логике. Найти хоть какое-то объяснение вселенских катастроф. Противопоставить толстовскому утверждению о том, что любая война подобна падению кометы, мысль о предопределенности событий. Хлебников для Кифера — нечто много большее, чем просто союзник или соавтор. Он универсальный художник, бессильный перед лицом стихии. Он может ее объяснить, но не в силах предотвратить. Так же и Кифер: может запечатлеть последствия катастроф XX века, но не способен даже предостеречь от их повторения.

третий смысл

В контексте столетия революции 1917 года и залов Зимнего работы Кифера, вдохновленные идеями Хлебникова, приобретают третий смысл. Наиболее глубокий. Своего рода технократичный Пиранези, живописец руин, Кифер традиционно трактуется как плакальщик, создатель мемориалов трагедиям XX века — нацизму, бомбежкам немецких городов, Холокосту. Его работы воспринимаются как документация их прямых последствий: опустевших военных аэродромов, музеефицированных концентрационных лагерей, заросших травой фабрик.

Любая годовщина лишний раз указывает, что как раз такого искусства — культуры памяти — в России нет, и его дефицит ощущается очень остро. Трагедии XX века в одном из главных мест их действия остались неотрефлексированными. Отчасти оттого, что страна большая: первое, что врезается в сознание восточнее Поволжья, — отсутствие какой-либо памяти о Второй мировой. Ее там не было. Война в Сибири — это Колчак и Каппель, а не Холокост и блокада. Отчасти — и это куда важнее — культуры памяти нет оттого, что катастрофы очень быстро отлились в готовые, ясные ответы на сложные вопросы. События, изменившие ход истории, превратились в общие места, топосы местных фильмов, сериалов и книжек. Революция — нападение гуннов: грядущий хам ворвался в профессорские апартаменты. Репрессии — кремлевский горец коварно всех косил с неведомой целью. Война — георгиевская ленточка и прилепленная на пыльную «Ниву» наклейка «На Берлин!» Художественные образы, с которыми революции, войны, репрессии связаны, можно перечислить по пальцам одной руки. Память о блокаде осталась в виде невыносимо страшной «эрмитажной серии» рисунков архитектора Александра Никольского — карандашных видов вымершего города и пустых музейных залов. Образы репрессий и страха приходится выискивать в «Тревоге» Петрова-Водкина. Всерьез воспринимать пластовскую агитку «Фашист пролетел» как память о Великой Отечественной не придет в голову даже верному адепту Шилова и Глазунова.

Разве что акционист Елена Ковылина работает с памятью: На биеннале «Манифеста» в санкт-Петербурге она в течение 24 часов ела 100 граммов хлеба — суточную норму жителя осажденного Ленинграда

Как следствие, не говорят про катастрофы и актуальные художники. Можно, конечно, вчитывать разговор про тоталитаризм в работы Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова или Эрика Булатова, но это будет слишком уж большой натяжкой, с учетом свойственной им артистической иронии. Разве что акционист Елена Ковылина работает с памятью: на биеннале «Манифеста» в Санкт-Петербурге она в течение 24 часов ела 100 грамм хлеба — суточную норму жителя осажденного Ленинграда. Больше примеров художественного осмысления горького коллективного опыта и не найти.

Все это означает, что работы Кифера в залах Зимнего могут стать ровно тем мемориалом трагедиям и надеждам XX века, которого в России нет и в ближайшее время не предвидится. Киферовские полотна заполняют этот вакуум. Те, кто их увидит, может, впервые прочувствуют всю фатальность катастрофы под названием «Двадцатый век».

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share