Об этом Валерий Фокин, художественный руководитель петербургской Александринки – так неофициально называют Российский государственный академический театр драмы имени Пушкина – рассказал на встрече с журналистами, посвященной 260-летнему юбилею театра. Сообщая о планах на предстоящий сезон, Фокин сначала пространно рассуждал о грядущем столетии исторических событий 1917 года. По мнению худрука, события того года серьезно повлияли на всю мировую историю, поэтому важно их проанализировать.
-Не просто сказать – ну, было и было! – и побежать дальше, - рассуждал Фокин. – Так не бывает, мы должны понять, что это такое через наши спектакли. Поэтому у нас почти весь 2017 год в основном, будет тем или иным образом касаться этой даты. Конечно, не в прямую, не то, что мы поставим «Бронепоезд 14-69» или взятие Зимнего дворца… Хотя, это было бы неплохо… Впрочем, Пиотровский был бы против, но это неплохо…
Эти мысли, как сообщил Валерий Владимирович собравшимся, посетили его после полуденного выстрела из пушки со стены Петропавловской крепости: Фокин сам сделал этот выстрел в сторону противоположного берега Невы, в направлении Зимнего дворца, и тут его, видимо, осенило… Впрочем, юбилейно-революционные постановки на сцене Александринки начнутся с почти детских игр – театр поставит «Чук и Гек» по легендарному произведению Аркадия Гайдара, «Баню» Маяковского, и «Оптимистическую трагедию».
-А еще я буду делать в следующем году спектакль о молодом Сталине, - заявил под финал своих рассуждений Валерий Фокин. – Спектакль о молодом человеке, который идет по определенной дороге к событиям 1917 года.
На вопрос из зала – это госзаказ? – Фокин иронически отмахнулся – да, конечно, мне позвонили сверху, как всегда… Мне просто интересна эта тема, анализ этого человека!
На все дальнейшие расспросы журналистов, Фокин отвечал крайне скупо: сейчас пишется текст по его заданию и его сценарию, репетировать будут в следующем году. Автора текста назвать отказался. По словам Фокина, идея простая – проанализировать этого человека, известного всем, и как он дошел до жизни такой. «Я сейчас не говорю – с плюсом, с минусом, время до 17 года – там много было авантюрного, криминального, чистого, - разглагольствовал худрук. – Я вот узнал, что в Тбилиси в библиотеке есть экземпляр романа Бесы Достоевского, испещренного карандашными пометками Сталина. Он вообще очень много читал, был начитанным»...
Больше Фокин ничего не сказал, но на выходе из зала, после пресс-конференции, коротко поговорил с корреспондентом NT
-Что толкнуло вас на эту идею? Только книга? Вы сами видели ее?
-Нет, не видел, мне о ней рассказали.
-Тогда что стало толчком?
-Как что? Это такая фигура. И юбилей 1917 года…
-Но ведь революция – это далеко не только дело рук Сталина!
-Вот и хорошо, вот и поговорим об этом…
-Вас вдохновили идеи нового министра просвещения, которая уверена, что жертв сталинских репрессий совсем немного?...
-Не знаю таких идей, я этой конъюнктурой не занимался, и заниматься не собираюсь!
Но отзывчивость Валерия Фокина на идеологические ветры, дующие с кремлевских холмов, известна: два года назад он одним из первых подписал письмо в поддержку присоединения Крыма, еще раньше он стал доверенным лицом нынешнего президента. Да и сам призрак конъюнктуры маячит за спиной художественного руководителя Александринки в полный рост, даже если он демонстративно от него отмахивается: на юбилейные торжества в Петербург по случаю 260-летия театра не приехал ни один чиновник минкульта, а в декабре этого года у Фокина истекает контракт с министерством. Зато теперь у минкульта есть предвкушение постановки о молодом Джугашвили…
Фото: Наталья Шкуренок