В своем Facebook Стоун назвал «Интервью с Путиным» (на Первом канале фильм будет называться просто — «Путин») «кульминацией карьеры». Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков еще весной рассказал, что и президент, и сотрудники его администрации «с нетерпением ждут премьеры». В Америке, на канале Showtime, фильм вышел 12 июня, как раз тогда, когда в Москве и Петербурге ОМОН избивал и задерживал людей, скандирующих «Путин — вор!»
ОСКАРОНОСНЫЙ НОНКОНФОРМИСТ
Стоун пришел в кино после войны во Вьетнаме — ветераном с боевыми ранениями и боевыми наградами. Его дебютом была короткометражка о войне, а позже так называемая «вьетнамская трилогия» — художественные фильмы «Взвод», «Рожденный четвертого июля» и «Небо и земля» — сделала его знаменитым. «Взвод» — «Оскар» за лучшую режиссерскую работу, «Рожденный четвертого июля» — тоже, еще у Стоуна есть «Оскар» за лучший сценарий. Славы и авторитета хватает, чтобы спокойно и сознательно дразнить кинокритиков и политических обозревателей либеральных американских СМИ. Стоуна громят, последние его фильмы особенной популярностью не пользуются, но когда у тебя три «Оскара» — это не так уж важно.
В Америке, на канале Showtime, фильм вышел 12 июня, как раз тогда, когда в Москве и Петербурге ОМОН избивал и задерживал людей, скандирующих «Путин — вор!»
Стоун-документалист еще с середины 1980-х специализируется на критике политики США и американского истеблишмента. В этом смысле «Путин» — логичное продолжение всех его фильмов, начиная с «Сальвадора» (1986), в котором показаны зверства «контрас», поддерживаемых администрацией Рональда Рейгана. Он снимал Фиделя Кастро и Уго Чавеса, стремясь доказать, что Америка чрезмерно демонизирует этих лидеров, которые, с точки зрения Стоуна, — просто борцы за суверенитет и процветание собственных стран. Путин вполне вписывается в этот ряд.
В последние годы картины Стоуна охотно показывают российские телеканалы. Режиссер, конечно, решает собственные политические и художественные задачи, провоцируя политическую элиту Штатов. Но его кино отлично ложится в русло российской пропаганды. Поэтому россияне могли видеть и «Украину в огне» (где Украина после Майдана показана вотчиной неонацистов), и «Нерассказанную историю Америки» (фильм о том, как США в течение ста лет пытались контролировать весь мир, поддерживая террористические режимы и затевая войны).
И это, похоже, семейное — с 2015 года сын режиссера Шон работает на телеканале Russia Today.
ЖЕЛАННЫЙ СОБЕСЕДНИК
По данным источника NT, близкого к администрации президента, инициатива сделать фильм исходила от Стоуна. Сам Стоун в интервью «Российской газете» утверждает, что и финансировался фильм исключительно на средства продюсеров и «партнеров в Латинской Америке и Англии». «Кремль едва ли планировал фильм как какую-то пропагандистскую спецоперацию, — соглашается с этой версией политолог Александр Морозов. — Решили: если получится хорошо — пригодится для имиджа, если плохо — большой беды не будет». Глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский в разговоре с NT подчеркивает: после работы над фильмом «Украина в огне» в Кремле знали, что Стоун — «подходящий по убеждениям человек для бесед с Путиным».
Единственное сообщение, которое россиянин должен считать с экрана, короткое и простое: международная изоляция нашего национального лидера — миф
Желание Стоуна понятно: в 2015 году, когда он начал снимать фильм, это был просто еще один способ позлить американские элиты. К моменту выхода конъюнктура только улучшилась — теперь Путин (анти)герой номер один для мировых СМИ, человек, способный вмешаться в американские выборы, главный злодей современности. Естественно, интерес к работе Стоуна это только подогревает. Полные тексты всех интервью фильма вышли в США отдельной книгой. «Знай своего врага!» — призывает слоган фильма, и американцы действительно хотят знать своего врага.
Интереснее разобраться, зачем это все понадобилось Путину. По версии Павловского, например, Путин просто «нуждается в собеседнике», в человеке, который «рассказал бы ему, что его, Путина, картина мира — верна». Путину нужен человек, который ему же и объяснит, что он, Путин, правильно понимает устройство мировой политики и свое место в ней. Стоун знаменит своим антиамериканизмом, к тому же он — человек внешний и человек статусный. «Такой фильм могли бы снять Владимир Соловьев или Михаил Леонтьев, — говорит Павловский NT, — но они для Путина — люди второго сорта. А Стоун — настоящий первый сорт». Получается таким образом, что Стоун для Путина решает скорее психотерапевтические, чем имиджевые или политтехнологические задачи.
ПОПАДАНИЯ И ПРОМАХИ
«Но важна и прагматика, — оговаривается Павловский. — Разумеется, Путин учитывает количество кинопоказов на душу населения, и не только в России» (фильм будет показан в Германии, Франции, Англии и Израиле. — NT). «Для западной аудитории, конечно, результат будет ничтожным, — утверждает Александр Морозов. — Там все хорошо знают, что Стоун по взглядам — политический фрик».
Если пропагандистский эффект от фильма и не планировался заранее, то, наверняка, просчитывался постфактум. «Для глубинной России, — говорит Морозов, — определенный эффект будет. Зритель увидит, что в США есть нормальные парни, которые понимают, насколько правильно мы все делаем». Российский зритель, опытный потребитель государственной пропаганды, конечно, не увидит ничего особенно нового. Нам за последние 17 лет столько всего рассказали о Путине, что уже и нет на свете человека ближе и родней. Единственное сообщение, которое россиянин должен считать с экрана, короткое и простое: международная изоляция нашего национального лидера — миф. Известнейший режиссер, трижды оскароносец, готов не просто часами с ним разговаривать, но заискивать и поддакивать.
Зрителя готовят: информационные агентства вторую неделю публикуют пересказы отдельных фрагментов фильма, рассказы о том, как именно он монтировался, а также комментарии Стоуна по всем вопросам бытия. Телеканалы, забыв о конкуренции, анонсируют премьеру Первого. И, несомненно, после официального выхода фильма он будет с восторгом обсуждаться во всех политических ток-шоу.
Александр Морозов предполагает, что фильм так или иначе (например, при посредстве канала RT) увидят «в заведомо антиамериканских аудиториях»: в Латинской Америке, в Юго-Восточной Азии. «И там эффект будет», — уверен политолог.
Но главный зритель, как у любого шоу, у фильма Стоуна в России один. Он же — и главный герой. Это ему нужна уверенность, что он по-прежнему во всем прав, и может спокойно выигрывать очередные выборы. Он не делает ошибок. Он не в изоляции (в конце концов, военная операция в Сирии затевалась ради преодоления международной изоляции; на этом фоне тридцать часов бесед с известным режиссером — не такое уж серьезное дело). В этом смысле Путин — такой же рядовой телезритель, как и все остальные, и фильм несет ему то же послание.
«Ему нужен кто-то, кто поможет чувствовать, что он не одинок. Все равно, кто. Не случайно его кидает то к левакам, вроде Стоуна, то к ультра-правым, то и вовсе к киноартистам, которые демонстрируют желание жить в России, даже если потом не живут», — говорит Павловский.
Читайте также: «Сеанс взаимного саморазоблачения: «Интервью с Путиным» Оливера Стоуна»